Государственные ценные бумаги – это долговые ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы государством, и эмитенты которых обязуются погасить задолженность и оплатить проценты в строго оговорённый срок.
Сущность государственных ценных бумаг
Выпуск государственных ценных бумаг преследует цели по наполнению бюджета денежными средствами. Основные источники пополнения бюджета (налоги и пошлины) привязаны, как правило, к определённому сроку, установленному нормативными актами. В силу регулярности расходов бюджета закономерно и ожидаемо возникновение дефицита финансов, требуемых для исполнения государственных проектов и программ.
В договоре купли-продажи государственных ценных бумаг, кроме принципов начисления процентных доходов, могут быть предусмотрены другие варианты выполнения обязательств.
Сущность эмиссии государственных ценных бумаг связана с необходимостью привлечения государственным правительством средств для развития и выполнения собственной социально-экономической политики. Покупатели государственных ценных бумаг заинтересованы в получении гарантированного дохода, поэтому подобный финансовый инструмент в современной экономике становится взаимовыгодным и надёжным способом денежного оборота для каждой стороны сделки.
Виды государственных ценных бумаг
Рынок государственных ценных бумаг насчитывает несколько десятков их видов, для каждого из которых характерна свою доходность.
Классификация государственных ценных бумаг:
- по сроку обращения государственные ценные бумаги могут быть долгосрочными (свыше 7 лет), среднесрочными (1 – 7 лет), краткосрочными (до 1 года);
- по способам обращения государственные ценные бумаги бывают рыночными (характеризуются свободной продажей), нерыночными (подразумевают отсутствие прав перепродажи) и целевыми (эмиссия для определённого перечня лиц);
- по виду эмитента государственные ценные бумаги могут быть федеральными, муниципальными, госучреждений или имеющими статус государственных;
- по виду дохода государственные ценные бумаги делятся на процентные (с плавающей или фиксированной ставкой), дисконтные (прибылью становится разница в цене бумаги), индексированные (предполагающие рост номинальной цены со временем), на комбинированные и выигрышные.
- по цели выпуска эмиссия государственных ценных бумаг может быть связана с дефицитом бюджета, с долгами по выданным ранее займам, с недостатком средств на конкретный проект, с необходимостью выплаты по долговым обязательствам.
В настоящее время государственные ценные бумаги представлены:
- облигациями,
- казначейскими обязательствами,
- сберегательными сертификатами.
Среди наиболее популярных можно назвать облигации, которые являются долговой ценной бумагой с обязанностью эмитента выплатить сумму займа и проценты по нему по истечении определенного срока. Доход по облигация бывает купонный и дисконтный. Купонный доход связан с периодическим начислением процентов по плавающей или фиксированной ставке. Дисконтный доход связан с получением прибыли от разницы цены покупки и погашения бумаги.
Казначейские обязательства — это вид ценных бумаг, оформляемых на предъявителя. Владеть ими – означает участие в государственном бюджете и право получать по ним доход. В России последняя эмиссия казначейских обязательств произошла в 1994 году, прекратившись уже через год.
Сберегательный сертификат – это свидетельство, которое выдает банк для подтверждения депонирования средств на определённый период времени. По окончания срока владельцу ценной бумаги возвращаются средства и проценты по ней.
В России в разное время выпускались различные виды государственных ценных бумаг: облигации внутреннего выигрышного займа 1992 года, облигации внутреннего валютного займа 1993 года, облигации государственного сберегательного займа с повышенным доходом (выпуск в 1995–1998 годах), облигации федерального займа в виде купонных бумаг Министерства финансов, при чем последние и сегодня остаются наиболее надёжным видом вложений на бирже.
Специфика российского рынка государственных ценных бумаг
Развитие рынка государственных ценных бумаг напрямую зависит от экономического состояния страны, поскольку это непосредственно определяет механизм работы рынка - нормативно-законодательную базу.
С позиции потребности государства в аккумулировании средств населения, оно должно выполнять эмиссионную роль (привлечение в бюджет финансовых ресурсов), координирующую роль (обеспечение экономического развития) и контролирующую роль (поддержание и рост торгового оборота).
Контроль и координация рынка государственных ценных бумаг осуществляется через экономические механизмы регулирования и административные ресурсы: нормативная база по обороту государственных ценных бумаг, управление ресурсами государства, кредитно-денежная политика и специфика налогообложения. Реализация подобных функций возложена на Центральный банк и Правительство РФ.
Российский рынок государственных ценных бумаг характеризуется следующими чертами:
- низкая доля населения, задействованного в инвестициях, причиной чего является отсутствие доверия к властным структурам и низкая финансовая грамотность;
- высокая краткосрочность и волатильность обращения государственных ценных бумаг, что обеспечивает многочисленные спекулятивные операции;
- небольшой торговый оборот, который в основной массе приходится на на наиболее крупных инвесторов;
- низкая доходность государственных бумаг, которая уступает доходности паевых инвестиционных фондов;
- непродуманная и неудобная нормативно-правовая база в сфере оборота и налогообложения финансовых инструментов;
- малое разнообразие инструментов, доступных частным инвесторам.
Перечисленные особенности рынка государственных ценных бумаг в России негативно отражаются на скорости развития рынка. Для ценных бумаг, гарантом по которым выступает государство, характерна большая надежность и меньшая прибыльность по сравнению с прочими инструментами.
Уровень средней доходность по российским облигациям федерального займа, которые сегодня выступают основным видом государственных ценных бумаг, составляет 6–8% в год.