Сущность и значение эмиссии ценных бумаг
Наиболее важные для финансового рынка виды ценных бумаг (такие как акции и облигации) размещаются для дальнейшего обращения среди инвесторов благодаря эмиссии.
Эмиссия представляет собой законодательно установленную совокупность процедур, которые обеспечивают размещение ценных бумаг между инвесторами.
Главная цель эмиссии заключается в привлечении эмитентом дополнительных финансовых ресурсов. В случае с облигациями, средства привлекаются на заемных условиях, а в случае с выпуском акций – посредством увеличения уставного капитала компании. Весь этот процесс регламентируется жесткими правилам и контролируется со стороны государства (органами, регулирующими финансовый рынок).
Эмиссия может служить причиной учреждения АО. Кроме этого, эмиссия может осуществляться с целью изменения номинала ценных бумаг, выпущенных ранее, а также выпуска ценных бумаг с новыми параметрами.
Организация эмиссии. Андеррайтер
В большинстве случаев эмиссия производится при помощи профессиональных участников финансового рынка – андеррайтеров.
Андеррайтер является профессиональным участником рынка ценных бумаг, который заключает договор с эмитентом и, таким образом, берет на себя определенные обязательства, связанные с выпуском и размещением его ценных бумаг, получая за это определенное вознаграждение.
Андеррайтер занимается обслуживаем всех этапов эмиссии, в том числе:
- обоснованием эмиссии
- выбором ее параметров
- подготовкой необходимой документации
- регистрацией в соответствующих органах государственной власти
- размещением среди инвесторов и т. д.
Андеррайтер может на себя взять один из трех возможных видов обязательств по размещению эмиссии:
- андеррайтер может выкупить у эмитента всю эмиссию по фиксированной цене и затем разместить ее по рыночной (в таком случае весь риск вероятного неполного размещения данной эмиссии ложится на него самого)
- андеррайтер может взять обязательство выкупить лишь неразмещенную часть эмиссии (в таком случае риск андеррайтера ограничивается лишь этой неразмещенной частью)
- андеррайтер может выполнять полный набор функций посредника, обязуясь способствовать размещению эмиссии, однако, в данном случае он не будет нести никакой ответственности за недоразмещение данной эмиссии (риск недоразмещения ложится на компанию-эмитента).
Виды эмиссии
Эмиссию принято делить на первичную и вторичную.
Первичная эмиссия осуществляется тогда, когда компания выпускает свои ценные бумаги впервые (либо же, когда впервые происходит выпуск какой-либо определённой ценной бумаги). К примеру, фирма решила впервые выпустить облигации, или же новое акционерное общество эмитирует свои первые акции. Сюда же можно отнести ситуацию, когда акционерное общество, выпускавшее ранее лишь облигации или простые (обыкновенные) акции, решила произвести эмиссию привилегированных акций или конвертируемых облигаций.
Вторичная (последующая) эмиссия представляет собой повторное размещение ценных бумаг компании.
В целом же размещение акций может производиться посредством распределения их среди учредителей АО, размещения дополнительных акций среди акционеров, конвертации других видов ценных бумаг компании, а также подписки (которая бывает открытой и закрытой).
Проспект эмиссии
Проспект ценной бумаги является документом строго установленной формы, содержащим подробные сведения об эмитенте, его финансовом положении, а также о предстоящей эмиссии.
Разработка проспекта эмиссии – обязательное условие регистрации эмиссии (в случае с открытой подпиской). Данный документ также необходим в остальных случаях (при распределении ценных бумаг среди акционеров и учредителей, при закрытой подписке, конвертации и т. д.).