Зрительный диктант в преподавании русского языка
Важными вопросами в школьном языковом образовании остаются те, которые связаны с развитием зрительной памяти, тренировкой внимания и оперативного запоминания как базовых процессов, которые лежат в основе орфографических умений.
Многие дети сегодня неуспешны в языковом образовании в силу недостаточного развития фонематического слуха, зрительного контроля, оперативной памяти, поэтому обучение должно опираться на развитие мыслительных процессов, базовых для формирования орфографической зоркости.
Интересной и продуктивной формой работы, которая используется для повышения грамотности через активацию мыслительных процессов, являются зрительные диктанты.
Зрительный диктант – разновидность упражнения, которая направлена на запись по памяти определенных предложений, не связанных в смысловом отношении, после их зрительного восприятия в течение нескольких минут.
Использование зрительных диктантов:
- тренирует внимание, делает его более целенаправленным и избирательным;
- развивает оперативную память, расширяя ее объем и скорость мнемонических процессов;
- развивает зрительно-образную память, необходимую для усвоения графического облика слова;
- помогает в усвоении правил грамматики;
- совершенствует навык чтения и запоминания прочитанной информации.
Рассмотрим влияние зрительного диктанта на формирование орфографических умений и навыков. Как известно, для правильного развития правописных умений необходимы определенные условия (предпосылки), к которым можно отнести достаточно высокий уровень произвольного внимания, оптического и слухового восприятия, фонематического и графического анализа, а также самоконтроля. На базе этих предпосылок формируется орфографическая зоркость, то есть умение видеть орфограмму в слове (место, в котором возможно допустить ошибку). Благодаря тренировке памяти легче усваивается орфографический облик слова, что особенно важно при работе со словарными словами и исключениями. Поэтому зрительный диктант, тренирующий память и внимание, способствует развитию психофизиологических предпосылок правильного письма. Кроме этого, он помогает формировать навыки самоконтроля, коррекции действий при работе с текстом, увеличивает скорость чтения и осмысления прочитанного.
Зрительные диктанты – это не изолированные упражнения, а система, включающая набор из серии диктантов, разного объема и трудности. Работа с такими диктантами рассчитана на учебный год. В ходе освоения навыка письма по памяти количество слов в диктанте, длина предложений, их сложность нарастают, создавая необходимое продвижение в ходе развития навыков и умений.
Методические аспекты проведения зрительного диктанта на уроке
Методику зрительных диктантов предложил профессор И.Т. Федоренко, и она состоит из набора карточке, содержащих 18 тренировочных диктантов. Каждый диктант включает шесть предложений, причем предложения в первых диктантах включают не более восьми букв, а к концу блока обучения длина предложения увеличивается до сорока шести букв. Поэтапный переход от коротких текстов к длинным обеспечивает постепенное совершенствование навыков письма и чтения. Кроме этого, постепенное усложнение диктантов позволяет плавно ввести ребенка в новый для них тип деятельности, помочь ему адаптироваться и создает ситуацию успеха при работе с детьми, испытывающими трудности при запоминании информации.
Суть методики заключаются в следующем:
- Учитель готовит набор из шести предложений, каждое из которых предъявляется на отдельном листе или слайде. Для первых диктантов используются предложения из двух слов.
- Перед началом диктанта проводится краткий инструктаж, в ходе которого детей знакомят с целью упражнения и особенностями его выполнения.
- Каждое предложение демонстрируется ребенку в течение 5-7 секунд, после чего предъявляется новое. В ходе демонстрации ребенок читает предложение про себя, запоминает его.
- В конце экспозиции ребенок записывает предложения по памяти.
- После проверки зрительных диктантов учитель выявляет ошибки, оценивает прогресс учеников. Как правило, не все дети сразу же с легкостью справляются с заданием, поэтому диктант воспроизводится на протяжении 3-4 уроков, пока все дети не напишут его без ошибок. После этого можно переходить к следующему набору.
Преимуществом наборов зрительных диктантов является то, что тексты для них уже сформированы и находятся в открытом доступе, поэтому любой учитель может ими воспользоваться без необходимости составлять собственные тексты.
Методика зрительных диктантов прошла апробацию в течение многих лет педагогической практики, поэтому ее эффективность подтверждена реальными успехами учеников, увеличением скорости чтения, а также качества письма. Достоинством методики также является то, что она может быть использована на уроке как орфографическая разминка, поскольку не занимает слишком много времени (не более 8-10 минут). Сочетая зрительные диктанты с другими видами орфографической тренировки, учитель русского языка и литературы может добиться существенного улучшения орфографических навыков.