Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Жанровые особенности юмористических пьес А. Гиваргизова и их применение в методике преподавания русского языка

Жанровые особенности юмористических пьес А. Гиваргизова

Юмористические пьесы А. Гиваргизова отличаются своим остроумием, сатирой, гротеском и игрой слов. Основной целью пьес Гиваргизова является развлечение юного зрителя (и читателя), но при этом автор раскрывает в них актуальные проблемы детства: взаимоотношения в семье, влияние школы для формирования личности ребенка, становление характера и проч. Юмор А. Гиваргизова основан на противопоставлении реальности и фантазии, неожиданных поворотах сюжета, использовании различных комических приемов.

Рассмотрим жанровые особенности юмористических пьес А. Гиваргизова:

  1. Игра слов. Игра слов является одним из самых характерных приемов юмора. В юмористических пьесах Гиваргизова игра слов может проявляться в использовании эпитетов, метафор, омонимии и пересечении значений слов. Например, в пьесе «Красное море» герои, желая испытать ощущения от пребывания на побережье Красного моря, выдавливают в воду тюбик с красной краской и поливают себя, после чего, довольные, лежат в красной луже, доведя свою бабушку до обморока.
  2. Абсурдность сюжета. Часто в юмористических пьесах автора используется абсурдный сюжет, который не имеет реального основания. Это создает комический эффект за счет неожиданности и нелепости ситуации. К примеру, в пьесе «Кочан, квасит, кранты» учителем русского языка в школе оказывается богатырь Илья Муромец.
  3. Преувеличение. В пьесах часто используется преувеличение, когда некоторые детали и события занимают нереально большой объем. Это помогает создать комический эффект и высмеять какие-либо взгляды или события. Так, в пьесе «Древнегреческая трагедия» отце Миши падает в обморок, как герой античной трагедии, когда его сын заявляет, что не знает команду «Зенит».
  4. Ирония. Ирония обычно основана на неожиданности ситуаций или пересечении взглядов. В юмористических пьесах ирония может выражаться в форме насмешки или сарказма.
  5. Гротеск. В гротеске используются карикатурные формы и чрезмерные, экстренные детали. Это помогает достичь комического эффекта за счет несовместимости предмета или ситуации. Например, в пьесе «Олимпийские игры» герои убегают от злой собаки, чтобы проверить, поможет это им стать олимпийскими чемпионами или нет. Но эстафету выигрывает собака.
  6. Неожиданные повороты сюжета. В юмористических пьесах часто присутствуют неожиданные повороты сюжета, которые вынуждают зрителей изменить свое восприятие текущей ситуации и возможно, сделать иной вывод о происходящем. Это помогает создать комическое напряжение и достичь желаемого эффекта. Например, в пьесе «Контрольный диктант» учительница Вера Петровна находит своих нерадивых учеников даже в чаще леса и проводит с ними в «полевых» условиях контрольный диктант, попутно заставляя выполнять эту работу волка и медведя.

Применение пьес А. Гиваргизова в методике преподавания русского языка

Применение пьес А. Гиваргизова в методике преподавания русского языка может быть связано с развитием коммуникативных навыков учащихся, увеличением словарного запаса и навыков понимания игровых языковых конструкций. Актерское исполнение пьес помогает учащимся развивать навыки артикуляции, интонации и мимики. Юмористические пьесы А. Гиваргизова могут использоваться на уроках русского языка как для развития навыков чтения и анализа текста, так и для организации дискуссий на темы, раскрываемые автором.

Рассмотрим методику работы с языковым материалом из пьес А. Гиваргизова на уроках русского языка:

  1. Чтение и анализ текста. Это упражнение помогает учащимся разобраться в содержании пьесы и выделить главные моменты и идеи. Учитель может задавать вопросы, касающиеся смысла и лексики пьесы, а также проводить дискуссии на определенные темы, которые раскрываются в тексте. Это способствует развитию навыков диалогической речи.
  2. Заполнение пропусков. Это упражнение помогает улучшить понимание паронимов, синонимов, антонимов, омонимов и других лексических конструкций, играющих ключевую роль в юмористических пьесах. Учитель может предоставить учащимся деформированный текст и дать задание заполнить пропуски подходящими по смыслу словами.
  3. Составление диалогов. Это упражнение помогает улучшить навыки общения. Учитель предлагает учащимся различные сценарии диалогов на основе текста пьесы, и они дорабатывают сценарии и создают собственный диалог в подходящем контексте.
  4. Выбор правильного слова из нескольких вариантов. Это упражнение помогает улучшить навыки выбора правильного слова в контексте на основе анализа его сочетаемости, а также лексического значения. Учитель предлагает учащимся несколько вариант окончания фразы (предложения) в отрывке из пьесы. Учащимся нужно выбрать наиболее подходящий вариант слова или фразы для завершения предложения и сохранения юмористического эффекта.

Юмористические пьесы А. Гиваргизова отличаются остроумием, гротеском, игрой слов и неожиданными поворотами сюжета. Применение этих пьес в методике преподавания русского языка позволяет развивать коммуникативные навыки, увеличивать словарный запас и навыки понимания языковых конструкций, а также развивать навыки выразительного чтения у учащихся.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot