Жанр самоанализа и его особенности в педагогике
В современном образовании увеличилась роль рефлексивных форм деятельности, причем они активно используются для анализа и оценки учебного процесса учениками и педагогами.
Педагогическая рефлексия представляет собой процедуру оценки продуктивности и результативности учебно-познавательной деятельности и организации урока с точки зрения параметров эффективности, межличностного взаимодействия, сотрудничества, продуктивности.
В отличие от контроля процедура педагогической рефлексии предполагает оценку не предметных достижений, а механизмов сотрудничества, совместной деятельности, эмоционального состояния, степени психологической удовлетворенности всех участников педагогического процесса уроком и его результатами.
Основой рефлексии педагога выступает самоанализ, который представляет собой форму авторефлексии, самооценки своего труда и профессионального мастерства на уроке и в процессе учебно-воспитательной деятельности в целом, выявление позитивных моментов и анализа недостатков.
Самоанализ – процесс и результат деятельности, направленной на самооценку педагога, в ходе которой он выявляет факторы успешности своей профессиональной деятельности и анализирует недочеты в методической работе, а также формулирует перспективы профессионального роста и направления самообразования.
Жанр самоанализа в деятельности педагога-словесника
Самоанализ как жанровая форма отчётной документации не имеет жёсткого композиционного канона. В одних образовательных организациях он создаётся в строгой форме, в соответствии с принятыми в отчётной документации критериями и нормами; в других - в свободной форме.
Коммуникативная цель жанра имеет авторефлексивный характер и направлена на развитие навыков оценки результативности своего труда самим педагогическим работником.
Композитная схема свободная, но она, как правило, включает несколько компонентов:
- Информацию о качественно-количественных показателях анализируемого события или периода учебной деятельности.
- Сведения о самообразовании педагога, его участии в мероприятиях, направленных на распространение профессионального опыта и повышение квалификации.
- Данные, касающиеся самооценки деятельности в процессе проведения уроков, участия в работе методической службы, воспитательной работы, организации внеурочной деятельности по предмету.
- Перспективный план развития профессионального мастерства и повышения уровня образования за счёт разработки какой-либо темы в рамках работы методического объединения учителей русского языка и литературы.
Адресатом самоанализа является профессиональное педагогическое сообщество, его содержание может использоваться не только для анализа педагогической деятельности учителя, но и для обобщения опыта, его трансляции в профессиональной среде. Поэтому жанр самоанализа наряду с наличием черт авторефлексивности предполагает адресацию к широкому сообществу профессионалов. В связи с этим он обладает определенными стилевыми и языковыми особенностями, а также требованиями, предъявляемыми к профессиональной научной коммуникации. Наиболее общими из них являются следующие черты:
- Жанр самоанализа пишется в научном стиле с использованием специальных терминов и понятий, характерных для педагогики, дидактики и методики преподавания русского языка и литературы. В самоанализе также используется общенаучная лексика, но в специальном терминологическом значении. Например: цель деятельности, метод, прием, система, анализ и проч.
- При написании самоанализа педагог ориентируется на научно-методические аспекты освещения результатов своего труда, избегая прямой оценки, используя объективный стиль изложения.
- В самоанализе рекомендуется использовать обобщенный образ автора, заменяя личные конструкции безличными, а также пассивными оборотами. Например, неудачным является оборот «В профессиональной деятельности я использую», его лучше заменить синонимичными конструкциями «В профессиональной деятельности используются…» / «Методы и приемы, используемые в профессиональной деятельности, включают…».
- Материал, составляющий содержание самоанализа, требует структурирования по разделам в соответствии с темой (частью) самоанализа, посвященной тому или иному аспекту педагогического труда: предметные результаты обучения, повышение квалификации, подготовка участников олимпиад и конкурсов, трансляция педагогического опыта и проч.
Самоанализ в деятельности учителя русского языка и литературы имеет большое значение для профессионального развития, поскольку он позволяет педагогу увидеть результаты своей деятельности, подвести итоги, наметить перспективы совершенствования методических компетенций и развить культуру рефлексии, без которой невозможно сформировать навыки оценки и самооценки у учащихся.