Жанр речевой провокации в педагогическом дискурсе
Педагогический дискурс как объект исследования в современной лингвистике рассматривается с разных позиций, что обусловлено интересом языкознания к проблемам педагогической коммуникации. В частности, лингвистику интересуют следующие аспекты педагогического дискурса:
- Жанры профессиональной педагогической коммуникации и их особенности.
- Вопросы соблюдения этических и коммуникативных норм общения в педагогической среде.
- Речевое поведение участников педагогического общения.
- Проблема эффективности педагогической коммуникации как залог успешного обучения.
- Провокация конфликтов в сфере общения между учеником и учителем и формы выхода из конфликтных речевых ситуаций.
Жанр речевой провокации является объектом изучения в различных типах дискурсивных практик: в языке права, в сфере массмедиа, бытовой коммуникации, в языке Интернет-общения и проч.
Речевая провокация представляет собой жанровую разновидность манипулятивного речевого поведения, цель которого состоит в скрытом воздействии на собеседника для достижения определенного результата (чаще – в виде действий, поведения адресата), как правило, имеющего для адресата неблагоприятное последствие.
Коммуникативная модель речевой провокации следующая: «Я говорю это Х для того, чтобы Х совершил определенное действие, хотя знаю, что действие может иметь неблагоприятные последствия для Х».
Как часть манипулятивных стратегий речевая провокация недопустима в педагогическом общении, которое исключает манипулятивное взаимодействие собеседников, основываясь на идеях равенства участников педагогической коммуникации. Тем не менее, практика показывает, что педагогическая провокация нередко становится частью педагогического общения, поэтому необходимо ее исследование как в коммуникативном поведении педагога, так и в коммуникативном поведении учащихся.
Под провокацией в педагогическом дискурсе понимается такой вариант вербального поведения педагога и учащихся, который провоцирует участников нарушать приятые стандарты педагогической коммуникации.
Со стороны педагога провокация проявляется в следующих особенностях речевого поведения:
- Некорректные замечания или высказывания в адрес ученика. Например: «Что ты вякаешь?», «Что квохчешь, как курица?».
- Риторические вопросы, которые носят для адресата обидный смысл: «Ты больной?»; «Ты адекватный?»; «Что ты тут накалякал?» и проч.
- Скрытые угрозы: «Сейчас тому, кто будет разговаривать, – я нарисую «два» в журнале».
- Фамильярность: «Ну, друг мой ситный, где был вчера, почему не был в школе?» и др.
Ученики также допускают в речевом поведении провокационные высказывания:
- Реплики «в сторону», которые касаются скрытой оценки учителя и его манеры вести урок.
- «Нелепые» вопросы, которые учителя квалифицируют как вопросы «не по теме урока», уводящие от темы.
- Неуместные шутки, «черный юмор».
- Провокационное использование нецензурных слов, вульгаризмов.
Варианты коммуникативного поведения учителя в условиях речевой провокации на уроке
В условиях речевой провокации в педагогическом дискурсе, которая исходит от учащегося, педагог должен выбрать правильные стратегии реакции на речевое поведение учащегося:
- Игнорирование грубости или фамильярности, тактичное напоминание учащемуся о правилах поведения на уроке. Например, на требование учителя положить дневник на стол, ученик заявляет: «А что еще положить?», провоцируя учителя на ответную грубость. Однако учитель не реагирует на речевую провокацию, ограничиваясь фразой: «Пока достаточно дневника. Я прошу тебя не забывать, что ты находишься на уроке».
- Шутка или ирония, которая обезоруживает оппонента. Например, ученик, который не писал на уроке, получил замечание от учителя, на которое отреагировал фразой: «А мне мама сказала учителю в рот смотреть». После реплики учителя: «Мама дала тебе хороший совет», ученик добавляет: «Я вот смотрю вам в рот и вижу кариес». Ответ-шутка со стороны учителя: «Тебя беспокоит проблема кариеса? Наверное, ты будешь стоматологом, только жалко, что с дойками по биологии в стоматологи не берут».
- Совет или предложение помощи учащемуся. Например, ученик в начале урока заявляет преподавателю, что не собирается писать контрольную работу. Ответная реакция учителя: «Это твой выбор. Однако работа повлияет на итоговую отметку, и если ты хочешь положительную оценку в четверти, то необходимо работать». Вместо упрека, угрозы или негативной оценки учитель использует совет.
Как правило, речевая провокация «гаснет» в условиях отсутствия ответной реакции со стороны адресата, поскольку ее коммуникативная цель остается нереализованной. Это значит, что педагог в условиях общения на уроке с учащимися не должен позволять себе провокационные высказывания, а также поддаваться на провокационные выходки учащихся.