Жанр «коллоквиум» и его использование в школьном обучении русскому языку
В настоящее время в школьном обучении идет постоянный поиск эффективных приемов и методов обучения, которые бы, с одной стороны, соответствовали требованиям ФГОС и преподаваемых предметных дисциплин, а с другой стороны, способствовали бы развитию мотивации к учению и стимулировали бы познавательный интерес школьников. Школьная методика активно обращается к дидактическому инструментарию высшей школы, заимствуя такие формы организации и контроля процесса обучения, как лекция, семинар, лабораторное занятие, а также зачет и проч.
Коллоквиум как форма организации учебного процесса в высшем учебном заведении представляет собой учебную дискуссию по заранее определенной теме и вопросам, касающимся ее содержания, в которой участвуют студенты совместно с преподавателем.
Коллоквиум как форма проверки уровня сформированности предметных знаний, традиционно используемая в высших учебных заведениях, в школьной системе противостоит тестовым формам диагностики уровня обученности. Поскольку коллоквиум выступает как диалогическая форма обучения, его применение позволяет проверить не просто фактическую сторону знаний. В ходе коллоквиума учитель получает возможность определить, как сформировано предметная логика, на каком уровне находится развитие аргументации, умение формулировать и излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию в учебной дискуссии.
Основной метод, который используется в ходе проведения коллоквиума, – учебное собеседование, построенное на основе принципов эвристического диалога. С одной стороны, преподаватель в ходе коллоквиума выявляет уровень подготовки учащихся, степень и глубину знакомства с темой, а с другой стороны, путем создания особой траектории учебной дискуссии подводит обучающихся к осознанию основных идей, теоретических положений, способов действий и иных дидактических единиц.
Коллоквиум как жанр педагогического дискурса в условиях школьного обучения не может полностью соответствовать условиям вузовского учебного формата, поскольку школьники не обладают достаточным уровнем развития навыков самостоятельной работы. Поэтому в школьном курсе русского языка коллоквиум преследует следующие учебные цели и задачи:
- Стимулировать школьника самостоятельно изучить круг дополнительных учебных материалов по теме учебной беседы.
- Мотивировать к активному поиску дополнительной информации по теме беседы.
- Способствовать развитию навыков самостоятельной работы с источниками, формировать умения производить информационно-аналитическую обработку тексов, готовить доклады и рефераты.
- Развивать навыки публичного выступления, учебного диалога в группе с применением системы аргументов для защиты своей позиции.
- Помочь школьнику обобщить и систематизировать учебный материал по теме.
- Выявить проблемные «точки» в усвоении материала, помочь школьнику восполнить проблемы в знаниях.
- Вовлечь школьников в активную коммуникативную деятельность, связанную с обсуждением темы.
Методика подготовки и проведения коллоквиума в школе
В силу трудоемкости и значительной длительности (около двух уроков) коллоквиумы проводятся в системы внеурочных занятий по предмету преимущественно у учащихся 9-11 классов. При подготовке коллоквиума преподаватель соблюдает следующий порядок действий:
- Определение целей и задач коллоквиума, его места в системе учебных тем.
- Планирование проведения коллоквиума.
- Разработка плана и содержания занятия, подбор источников, их адаптация (по необходимости) для восприятия учащихся.
- Составление рекомендаций учащимся по работе с источниками.
- Формирование учебных групп, распределение между ними вопросов для самостоятельного изучения.
- Консультативно-методическая помощь учащимся на этапе сбора и анализа материалов, подготовки выступлений.
- Проведение коллоквиума в форме защиты проектов, индивидуальных выступлений, отчетов учащихся о проделанной работе.
- Самооценка и взаимная оценка учебных групп по системе заранее определенных педагогом критериев.
- Анализ проведения коллоквиума и его результативности.
Коллоквиумы желательно проводить по темам, которым уделяется незначительное внимание в курсе русского языка, а также по материалу, который востребован в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации. Примерные темы коллоквиум по русскому языку для старшеклассников могут быть следующими:
- Теоретические и практические основы стилистики русского языка.
- Многообразие речевых ошибок и приемы их самостоятельного устранения в сочинениях.
- Откуда берутся грамматические ошибки в речи.
- Трудные случаи правописания в русском языке.
- Авторская пунктуация: художественное средство или нарушение нормы?
- Типы и приемы аргументации в сочинении.
- История и типология фразеологизмов.
- Тропы и фигуры в системе языковых средств выразительности.
Самостоятельная работа над темами позволяет учащимся глубже проникнуть в сущность изучаемого явления, а также делает материал личностно значимым, следовательно, способствует его запоминанию. Методической проблемой при проведении коллоквиума в школе является низкая мотивация учащихся к самостоятельной работе с источниками. В целях повышения интереса к предстоящей учебной дискуссии учитель может использовать игровые приемы в обучении:
- Ввести в коллоквиум элементы соревнования.
- Использовать в ходе обсуждения интерактивные задания, стимулирующие учащихся применять полученные знания.
- Предусмотреть в структуре заданий для коллоквиума защиту проектов или представление интересных лингвистических задач по теме выступления.
Таким образом, использование коллоквиума в школьном обучении русскому языку является одной из форм, позволяющих разнообразить учебный процесс и придать учебной деятельности учащихся активность и самостоятельность.