Цели и задачи изучения ономастики в школе
Ономастика как раздел языкознания, изучающий особенности и функционирование собственных имен в речи, обладает межпредметным статусом.
Предмет ономастики находится на пересечении таких областей изучения как лингвистика, история, культурология, география, этнография, позволяя рассматривать имена собственные через призму историко-культурных связей с регионом, в котором они употребляются.
Введение ономастики в школьный курс русского языка обусловлено рядом факторов:
- Необходимостью обогащения представлений учеников о национально-языковой специфике региона, в котором они проживают.
- Расширением словарного запаса.
- Формированием лингвокультурологических представлений, основанных на знании истории и культуры региона, отраженных в языке его носителей.
- Знакомством с основными путями образования имен, фамилий, географических названий и других собственных имен, связанных с регионом проживания.
Специфика изучения ономастики в школе состоит в том, что ученик не просто осваивает обязательный минимум представлений, связанных с этим разделом языкознания, а получает возможность через погружение в языковой материал расширить свои представления о русском языке. Это способствует формированию познавательного интереса к данной предметной области.
В изучении ономастики должен присутствовать компонент «занимательности», связанный как с выбором предметного содержания тем, так и с методами и приемами работы с языковым материалом.
Ономастика может изучаться факультативно, в ходе организации кружковой работы или внеурочных занятий по русскому языку, а также непосредственно на уроках, становясь частью его содержательной стороны. В этом случае знакомство с ономастикой происходит через систему специально подобранных упражнений, направленных на работу с языковым материалом, содержащим сведения из этой области языка.
Изучение ономастики способствует расширению лингвистических представлений учеников, помогает понять и проанализировать связь языка и истории, языка и культуры, а также формирует метапредметные умения и навыки, связанные с планированием и осуществлением учебно-исследовательской деятельности, интерпретацией ее результатов, оценкой собственных учебных достижений.
В задачи изучения ономастики в школе входят следующие аспекты освоения данной языковой области:
- Развитие общетеоретических представлений о русской ономастике и ее разделах, которые включают антропонимику и топонимику.
- Формирование представлений об этимологии имен собственных, а также происхождении тех из них, которые имеют отношение к истории края (семьи).
- Развитие навыков лингвистического исследования, основанного на поиске, отборе и анализе языкового материала.
- Воспитание интереса к родному языку и его истории.
Методика преподавания занимательной ономастики на уроках русского языка
Содержанием занятий, посвященных ономастике, становятся следующие языковые явления:
- Понятие ономастики, имен собственных и их типов.
- Изучение словарей имен собственных (антропонимов и топонимов): например, словаря личных имен, русских фамилий.
- Изучение собственного имени, а также имен членов семьи через призму русской антропонимики и ее истории.
- Знакомство со спецификой русских мужских и женских имен от древности до наших дней, изучение способов пополнения личных имен русского языка.
- Знакомство с патронимами, то есть отчествами, а также их историей.
- Изучение сведений о происхождении фамилии, в том числе подготовка проектов, связанных с изучением истории собственной фамилии.
- Знакомство с литературными псевдонимами как разновидностью топонимов, а также с прозвищами и кличками.
- Изучение топонимов, а также специфики топонимических названий региона проживания.
Занимательность в изучении ономастики обеспечивается следующими приемами и методами:
- Использование нестандартных форм проведения уроков: экскурсий, виртуальных путешествий, интегрированных уроков, практикумов, коллоквиумов, исследований и проч.
- Введение в содержание урока занимательного материала: интересных языковых фактов, сведений, имеющих отношение к происхождению имен и фамилий учеников, а также названий улиц, на которых они живут, иных географических объектов, которые находятся в регионе проживания.
- Использование разнообразных примеров работы: мини-проектов, конкурсов, лингвистических викторин, топонимических игр, лингвокраеведческих квестов, языковых фестивалей, проведение Недели ономастики.
- Применение современных технологий в процессе обучения: презентаций, видеороликов, стенограмм диалектной речи, интерактивных карт, электронных словарей и справочников.
Изучение ономастики в школе способствует расширению лингвистического кругозора, прививает интерес к истории родного языка, развивает языковое чутье и культуру научно-исследовательской работы.