Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Языковые повторы в художественном тексте

Понятие повтора и его функции

Исследование повтора и его роли в организации текста связано со структурным подходом к изучению языка. Русские структуралисты, в частности В. М. Жирмунский, ещё в 20-х гг. прошлого столетия отмечали особую роль повтора как средства внутренней организации текста.

Определение 1

Под языковым повтором следует понимать многократное воспроизведение в определенном контексте одного и того же языкового элемента — звука слова, словосочетания, иногда — предложения.

Таким образом, повтор функционирует на всех уровнях текста. Например, отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева («Люблю грозу в начале мая, / Когда весенний первый гром, / Как бы резвяся и играя, / Грохочет в небе голубом») содержит повтор звука [р], создающий звуковую инструментовку стиха и ассоциативно сближающий слова «гроза», «гром», «резвяся», «играя», «грохочет». Другой пример — это повторы в начале строф: анафоры, придающие авторскому тексту экспрессивность: «Клянусь я первым днём творения, / Клянусь его последним днём, / Клянусь позором преступленья / И вечной правды торжеством» (М.Ю. Лермонтов).

Статья: Языковые повторы в художественном тексте
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Языковые повторы могут как создаваться специально в стилистических и экспрессивных целях, так и формироваться произвольно в результате текстопорождения, являясь средством связи предложений и обеспечивая смысловую и грамматическую целостность речевого произведения. Например: «Девочки решили играть в куклы. У Насти было две куклы — голыш и красавица Эльвира с каштановыми волосами в нарядном платье. У Нины куклы не было, но Настя дала ей нянчить голыша. Куклу Эльвиру она взяла себе» (повтор слов «куклы» / «кукла»).

В тексте повтор выполняет целый ряд важных функций:

  1. Смысловую, обеспечивая единство темы на протяжении развертывания речевого высказывания.
  2. Композиционную, организуя структурные связи между повторяющимися компонентами текста.
  3. Интонационную, задавая ритмическую структуру стихотворного или прозаического текста.
  4. Стилистическую, выступая как средство выразительности, придающее тексту образность и эмоциональность.
  5. Экспрессивную, усиливая смысловую нагрузку определённых фрагментов текста, привлекая к ним внимание читателя / слушателя.
  6. Лексико-грамматическую: лексический повтор, повтор однокоренных слов выступают основными средствами связи предложений в тексте, обеспечивая единство темы на протяжении речевого высказывания.
«Языковые повторы в художественном тексте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В художественных текстах языковой повтор используется в основном в фоно-ритмической, экспрессивной и стилистической функциях, служащих для придания тексту эмоциональности, образного характера, привлечения читательского внимания к словам автора. Повтор одних и тех же слов на протяжении текста задаёт мотивную структуру произведения — цепочку ключевых образов, постоянно воспроизводящихся в тексте. Они несут значимую смысловую нагрузку, образуют ассоциативные смысловые ряды и помогают интерпретировать произведение. Так, например, языковые повторы на уровне лексической организации позволяют выявить следующие мотивы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»: апокалиптический мотив наводнения, мотив безумия, мотив ожившей статуи.

Языковые повторы в художественном тексте

В художественном тексте повтор функционирует как одна из фигур речи, применяющихся в стилистических целях.

Определение 2

Под художественным повтором понимается воспроизведение каких-либо элементов художественного текста.

В качестве повторяющихся элементов могут выступать следующие компоненты текста:

  1. Фонетические компоненты. Повтор одинаковых гласных называется ассонансом, согласных — аллитерацией. Использование фонетического повтора в художественных произведениях называется звукописью. Звукопись служит для создания звуковой инструментовки стиха, ассоциативного «сцепления» слов в стиховом ряду. Например: «Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий / Французы двинулись, как тучи, / И всё на наш редут» (М. Ю. Лермонтов) — повтор звука [у] как будто передаёт звуки сражения: гул выстрелов орудий, протяжные крики людей, ощущение бесконечности и тяжести боя.
  2. Морфемные: повтор однокоренных слов в тексте позволяет реализовать различные художественные задачи. Например, в строках «Царей и царств земных отрада, / Возлюбленная тишина, / Блаженство сёл, градов ограда, / Коль ты полезна и красна» из оды М.В. Ломоносова повтор однокоренных слов «царей» - «царств», «градов» - «ограда» подчёркивает исключительную роль образа «возлюбленной тишины», то есть мирной жизни.
  3. Лексические — самые распространённые. Лексический повтор используется для усиления выразительности, выражения эмоционального настроя автора. Повтор в стихотворении Г.Р. Державина «Властителям и судиям» служит средством выражения экспрессии, обличительного пафоса произведения: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?», «Воскресни, Боже, боже правых, / И их молению внемли». Разновидности повтора слова — анафора и эпифора, то есть повтор в начале / в конце предложений или строк стихотворного текста: «Люблю тебя, Петра творенье! / Люблю твой строгий, стройный вид» (анафора в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина); «Некому берёзу заломати, / Некому кудряву заломати, / Люли-люли, заломати» (эпифора в русской народной песне). Разновидностью анафоры и эпифоры выступают симплока и анадиплосис — приёмы, основанные на одновременном использовании единоначатия и концевого повтора: «Я мечтою ловил уходящие тени, / Уходящие тени погасавшего дня» (К.Д. Бальмонт).
  4. Синтаксические — повтор предложений и их частей в целях упорядочения и ритмизации их структуры: «Когда умирают кони — дышат, / Когда умирают травы — сохнут, / Когда умирают солнца — они гаснут, / Когда умирают люди — поют песни» (В. Хлебников).

Языковой повтор в художественном тексте усиливает значимость образа, организует мотивно-образную структуру текста и является средством выражения авторской позиции.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot