Понятие повтора и его функции
Исследование повтора и его роли в организации текста связано со структурным подходом к изучению языка. Русские структуралисты, в частности В. М. Жирмунский, ещё в 20-х гг. прошлого столетия отмечали особую роль повтора как средства внутренней организации текста.
Под языковым повтором следует понимать многократное воспроизведение в определенном контексте одного и того же языкового элемента — звука слова, словосочетания, иногда — предложения.
Таким образом, повтор функционирует на всех уровнях текста. Например, отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева («Люблю грозу в начале мая, / Когда весенний первый гром, / Как бы резвяся и играя, / Грохочет в небе голубом») содержит повтор звука [р], создающий звуковую инструментовку стиха и ассоциативно сближающий слова «гроза», «гром», «резвяся», «играя», «грохочет». Другой пример — это повторы в начале строф: анафоры, придающие авторскому тексту экспрессивность: «Клянусь я первым днём творения, / Клянусь его последним днём, / Клянусь позором преступленья / И вечной правды торжеством» (М.Ю. Лермонтов).
Языковые повторы могут как создаваться специально в стилистических и экспрессивных целях, так и формироваться произвольно в результате текстопорождения, являясь средством связи предложений и обеспечивая смысловую и грамматическую целостность речевого произведения. Например: «Девочки решили играть в куклы. У Насти было две куклы — голыш и красавица Эльвира с каштановыми волосами в нарядном платье. У Нины куклы не было, но Настя дала ей нянчить голыша. Куклу Эльвиру она взяла себе» (повтор слов «куклы» / «кукла»).
В тексте повтор выполняет целый ряд важных функций:
- Смысловую, обеспечивая единство темы на протяжении развертывания речевого высказывания.
- Композиционную, организуя структурные связи между повторяющимися компонентами текста.
- Интонационную, задавая ритмическую структуру стихотворного или прозаического текста.
- Стилистическую, выступая как средство выразительности, придающее тексту образность и эмоциональность.
- Экспрессивную, усиливая смысловую нагрузку определённых фрагментов текста, привлекая к ним внимание читателя / слушателя.
- Лексико-грамматическую: лексический повтор, повтор однокоренных слов выступают основными средствами связи предложений в тексте, обеспечивая единство темы на протяжении речевого высказывания.
В художественных текстах языковой повтор используется в основном в фоно-ритмической, экспрессивной и стилистической функциях, служащих для придания тексту эмоциональности, образного характера, привлечения читательского внимания к словам автора. Повтор одних и тех же слов на протяжении текста задаёт мотивную структуру произведения — цепочку ключевых образов, постоянно воспроизводящихся в тексте. Они несут значимую смысловую нагрузку, образуют ассоциативные смысловые ряды и помогают интерпретировать произведение. Так, например, языковые повторы на уровне лексической организации позволяют выявить следующие мотивы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»: апокалиптический мотив наводнения, мотив безумия, мотив ожившей статуи.
Языковые повторы в художественном тексте
В художественном тексте повтор функционирует как одна из фигур речи, применяющихся в стилистических целях.
Под художественным повтором понимается воспроизведение каких-либо элементов художественного текста.
В качестве повторяющихся элементов могут выступать следующие компоненты текста:
- Фонетические компоненты. Повтор одинаковых гласных называется ассонансом, согласных — аллитерацией. Использование фонетического повтора в художественных произведениях называется звукописью. Звукопись служит для создания звуковой инструментовки стиха, ассоциативного «сцепления» слов в стиховом ряду. Например: «Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий / Французы двинулись, как тучи, / И всё на наш редут» (М. Ю. Лермонтов) — повтор звука [у] как будто передаёт звуки сражения: гул выстрелов орудий, протяжные крики людей, ощущение бесконечности и тяжести боя.
- Морфемные: повтор однокоренных слов в тексте позволяет реализовать различные художественные задачи. Например, в строках «Царей и царств земных отрада, / Возлюбленная тишина, / Блаженство сёл, градов ограда, / Коль ты полезна и красна» из оды М.В. Ломоносова повтор однокоренных слов «царей» - «царств», «градов» - «ограда» подчёркивает исключительную роль образа «возлюбленной тишины», то есть мирной жизни.
- Лексические — самые распространённые. Лексический повтор используется для усиления выразительности, выражения эмоционального настроя автора. Повтор в стихотворении Г.Р. Державина «Властителям и судиям» служит средством выражения экспрессии, обличительного пафоса произведения: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?», «Воскресни, Боже, боже правых, / И их молению внемли». Разновидности повтора слова — анафора и эпифора, то есть повтор в начале / в конце предложений или строк стихотворного текста: «Люблю тебя, Петра творенье! / Люблю твой строгий, стройный вид» (анафора в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина); «Некому берёзу заломати, / Некому кудряву заломати, / Люли-люли, заломати» (эпифора в русской народной песне). Разновидностью анафоры и эпифоры выступают симплока и анадиплосис — приёмы, основанные на одновременном использовании единоначатия и концевого повтора: «Я мечтою ловил уходящие тени, / Уходящие тени погасавшего дня» (К.Д. Бальмонт).
- Синтаксические — повтор предложений и их частей в целях упорядочения и ритмизации их структуры: «Когда умирают кони — дышат, / Когда умирают травы — сохнут, / Когда умирают солнца — они гаснут, / Когда умирают люди — поют песни» (В. Хлебников).
Языковой повтор в художественном тексте усиливает значимость образа, организует мотивно-образную структуру текста и является средством выражения авторской позиции.