Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Языковой портфель» как метод создания лингвистического портфолио ученика

Метод портфолио и его роль в обучении

В соответствии с новыми стандартами в образовании в оценочной деятельности появляется такой аспект, как оценка личных достижений. Необходимость его появления обусловлена ориентацией на гуманистическую парадигму образования, стремление реализовать личностно-ориентированный подход к обучению. Кроме этого, обучение техникам самооценки и объективной презентации личных достижений способствует развитию таких качеств, как учебной мотивации, адекватной самооценки, ответственности и социальной активности. Особенно важно становится проводить такую оценку личных достижений регулярно, сделав ее частью оценочной деятельности. Этому способствует внедрение в образовательный процесс портфолио.

Определение 1

Портфолио представляет собой способ презентации личных достижений в системе накопительного оценивания.

Состав портфолио позволяет судить о прогрессе ученика, траектории его развития, увидеть изменения, произошедшие в структуре предметных и личностных компетенций за определенный период.

Кроме этого, портфолио выступает как эффективное средство развитие самооценки, познания себя, своих сильных и слабых сторон, предполагает изменение подхода к оцениванию и превращение одностороннюю оценочную деятельность педагога в сотрудничество с учеником.

Основные образовательные преимущества портфолио заключаются в следующем:

  • позволяет проследить изменения в учебных достижениях в динамике,
  • развивает навыки целеполагания и планирования учебной деятельности,
  • способствует развитию мотивации к учению,
  • развивает интеллектуальные, творческие и личностные качества учеников, формирует навыки критического мышления,
  • определяет статус ученика в учебной группе на основании всего спектра его учебных достижений,
  • создает условия для исправления недочетов и совершенствования умений и навыков,
  • помогает снизить уровень неудовлетворенности системой оценивания, сделать процесс оценки более открытым и личностно-ориентированным.
««Языковой портфель» как метод создания лингвистического портфолио ученика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В отечественном образовании наиболее часто применяются портфолио достижений, в которые ученик помещают информацию об участии в конкурсах, олимпиадах, конференциях, проектах. Однако существуют и другие его виды: отчетные формы портфолио за определенный период (например, портфолио за год обучения), портфолио-самооценка, а также портфолио, отражающие планы работы ученика. Портфолио также можно быть классифицировано по содержанию, а именно: по темам предметным областям, в которых ученик достигает успехов. В этом отношении выделяют математические, лингвистические, естественнонаучные, спортивные, художественные портфолио.

«Языковой портфель» представляет собой вид лингвистического портфолио, которое формируется в процессе обучения родному и иностранным языкам. Рассмотрим данную форму более подробно.

«Языковой портфель» как метод создания лингвистического портфолио ученика

«Языковой портфель» представляет собой одновременно и средство самооценки, и способ презентации учебных достижений, и инструмент развития критического мышления и метапредметных навыков. Он позволяет отслеживать динамику овладения языком и оценивать прогресс ученика по отношению к его собственному уровню.

Содержание «языкового портфеля» включает следующие материалы:

  1. Результаты учебно-познавательной деятельности, представленные в виде самостоятельных, контрольных работ, диктантов, сочинений и изложений.
  2. Итоги проектной работы ученика, а именно: список проектов, выполненных им во время обучения, их статус (школьные, муниципальные, региональные и проч.), результативность, апробация и проч.
  3. Сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, викторинах.
  4. Итоги выполнения творческих работ.
  5. Сертификаты и грамоты, отражающие уровень учебных достижений.
  6. Характеристика от педагога, отражающая прогресс учебных достижений.
  7. Результаты внеклассной работы по предмету: участие в кружковой работе, посещение курсов, прохождение языковой практики или стажировки и проч.

Формы преставления «языкового портфеля» многообразны и зависят от возможностей и желания ученика и педагога:

  1. Традиционный печатный вариант, представленный в виде папки с файлами.
  2. Электронное портфолио в виде презентации или иного документа.
  3. Сетевое портфолио, загружаемое на сайт или иной Интернет-ресурс.

При составлении «языкового портфолио» важно не только развивать навыки самооценки, критического отношения к своим достижениям, но и учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников, цель составления портфолио, его образовательную и воспитательную ценность. «Языковой портфель» выступает и средством повышения результативности обучения, поэтому его структура и состав должен мотивировать ученика к развитию предметных компетенций и лингвистических навыков.

Дата последнего обновления статьи: 26.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot