Метод портфолио и его роль в обучении
В соответствии с новыми стандартами в образовании в оценочной деятельности появляется такой аспект, как оценка личных достижений. Необходимость его появления обусловлена ориентацией на гуманистическую парадигму образования, стремление реализовать личностно-ориентированный подход к обучению. Кроме этого, обучение техникам самооценки и объективной презентации личных достижений способствует развитию таких качеств, как учебной мотивации, адекватной самооценки, ответственности и социальной активности. Особенно важно становится проводить такую оценку личных достижений регулярно, сделав ее частью оценочной деятельности. Этому способствует внедрение в образовательный процесс портфолио.
Портфолио представляет собой способ презентации личных достижений в системе накопительного оценивания.
Состав портфолио позволяет судить о прогрессе ученика, траектории его развития, увидеть изменения, произошедшие в структуре предметных и личностных компетенций за определенный период.
Кроме этого, портфолио выступает как эффективное средство развитие самооценки, познания себя, своих сильных и слабых сторон, предполагает изменение подхода к оцениванию и превращение одностороннюю оценочную деятельность педагога в сотрудничество с учеником.
Основные образовательные преимущества портфолио заключаются в следующем:
- позволяет проследить изменения в учебных достижениях в динамике,
- развивает навыки целеполагания и планирования учебной деятельности,
- способствует развитию мотивации к учению,
- развивает интеллектуальные, творческие и личностные качества учеников, формирует навыки критического мышления,
- определяет статус ученика в учебной группе на основании всего спектра его учебных достижений,
- создает условия для исправления недочетов и совершенствования умений и навыков,
- помогает снизить уровень неудовлетворенности системой оценивания, сделать процесс оценки более открытым и личностно-ориентированным.
В отечественном образовании наиболее часто применяются портфолио достижений, в которые ученик помещают информацию об участии в конкурсах, олимпиадах, конференциях, проектах. Однако существуют и другие его виды: отчетные формы портфолио за определенный период (например, портфолио за год обучения), портфолио-самооценка, а также портфолио, отражающие планы работы ученика. Портфолио также можно быть классифицировано по содержанию, а именно: по темам предметным областям, в которых ученик достигает успехов. В этом отношении выделяют математические, лингвистические, естественнонаучные, спортивные, художественные портфолио.
«Языковой портфель» представляет собой вид лингвистического портфолио, которое формируется в процессе обучения родному и иностранным языкам. Рассмотрим данную форму более подробно.
«Языковой портфель» как метод создания лингвистического портфолио ученика
«Языковой портфель» представляет собой одновременно и средство самооценки, и способ презентации учебных достижений, и инструмент развития критического мышления и метапредметных навыков. Он позволяет отслеживать динамику овладения языком и оценивать прогресс ученика по отношению к его собственному уровню.
Содержание «языкового портфеля» включает следующие материалы:
- Результаты учебно-познавательной деятельности, представленные в виде самостоятельных, контрольных работ, диктантов, сочинений и изложений.
- Итоги проектной работы ученика, а именно: список проектов, выполненных им во время обучения, их статус (школьные, муниципальные, региональные и проч.), результативность, апробация и проч.
- Сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, викторинах.
- Итоги выполнения творческих работ.
- Сертификаты и грамоты, отражающие уровень учебных достижений.
- Характеристика от педагога, отражающая прогресс учебных достижений.
- Результаты внеклассной работы по предмету: участие в кружковой работе, посещение курсов, прохождение языковой практики или стажировки и проч.
Формы преставления «языкового портфеля» многообразны и зависят от возможностей и желания ученика и педагога:
- Традиционный печатный вариант, представленный в виде папки с файлами.
- Электронное портфолио в виде презентации или иного документа.
- Сетевое портфолио, загружаемое на сайт или иной Интернет-ресурс.
При составлении «языкового портфолио» важно не только развивать навыки самооценки, критического отношения к своим достижениям, но и учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников, цель составления портфолио, его образовательную и воспитательную ценность. «Языковой портфель» выступает и средством повышения результативности обучения, поэтому его структура и состав должен мотивировать ученика к развитию предметных компетенций и лингвистических навыков.