Концепция времени и пространства в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Изучение языковой репрезентации концепта «время» в произведениях М. А. Булгакова имеет большую актуальность, так как представление о времени в художественных произведениях не только отражает знание автора о научных теориях времени, но также позволяет читателю получить глубокое понимание мира, описываемого в произведении.
На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных языковой репрезентации концепта «время» в художественных произведениях. Однако найти работы, посвященные именно исследованию языковой репрезентации времени в «Собачьем сердце», затруднительно. Чаще исследователи сосредоточены на изучении времени и пространства в их единстве, выражаемом понятием хронотоп.
Хронотоп в повести раскрыт в двух реальных планах: московские улицы и пространство квартиры профессора Преображенского. Временные рамки действия ограничены зимой 1924–1925 годов. Текст не только противопоставляет беспорядочность и хаос уличного топоса благоустроенному и организованному пространству дома профессора, но и показывает преображение квартиры профессора до и после того, как Шарик стал собакой, а также до и после революции 1917 года.
Временные пласты повести представлены следующими аспектами:
- Время начала действия – это зимний вечер, при этом жизнь пса как бы накладывается на течение вселенского времени, и они выступают как сопоставимые явления. Так, в воспоминаниях Шарика проносятся все этапы жизненного цикла. Жизнь Шарика в течение этого дня описана подробно: сначала он искал еду до середины дня, затем в полдень «колпак» плеснул в него кипятком, далее наступил вечер, пришел конец жизни, а ночью предполагается наступление неизбежной смерти. Таким образом, начальное время рассказа связывает нас с пониманием бытия в тексте: для Шарика закончился период жизни, который диктовался природой и обществом.
- Время в квартире профессора течет по-иному: это спокойное, размеренное, идущее по заведенному расписанию существование, резко противопоставленное хаосу, царящему за пределами дома.
- После проведения операции автор осознанно, с помощью дневника доктора Борменталя, дает точные временные характеристики событиям. Изучение последствий и их аккуратное фиксирование в записной книжке происходит в период с 24 декабря по 6 января, одновременно с трансформацией Шарика в Шарикова. 24 декабря – Рожественский Сочельник у католиков, а также у православных, которые празднуют Рождество по так называемому «старому стилю». Цикл трансформации завершается 6 января, в православный Рождественский Сочельник. Наконец, преображение пса завершено 7 января. Весь этот период Шарик находится в руках судьбы, на этом этапе никто не имеет возможности повлиять на нее.
- Особое внимание стоит уделить ночному разговору между профессором и Борменталем, в котором раскрывается истинное нравственное определение Шарикова. Именно в ночное время (пороговое время) выходят наружу все естественные инстинкты, страхи и тревоги. Ученые начинают открытый разговор, осознавая, что ответственны за результаты проведенного ими эксперимента.
Языковая репрезентация концепта «время» в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
В повести в концепции «время» можно обнаружить различные аспекты, которые представлены через использование языковых маркеров времени, сакрально-символических дат, деталей быта послереволюционной Москвы и России, а также на сюжетном уровне через цикличность происходящих событий:
- Первым аспектом, который отражает концепцию времени в повести, являются языковые маркеры времени. Автор использует существительные, наречия и числительные с темпоральной семантикой, чтобы передать время, прошедшее события и последовательность их происхождения. Это помогает читателю ориентироваться во временных рамках и понимать развитие сюжета.
- Второй аспект, связанный с концепцией времени, представлен сакрально-символическими или историческими датами, такими как Рождество и революция. Это позволяет автору углубить символическое значение времени и связать его с религиозными и культурными обычаями. Рождество является временем, когда чудеса происходят, и это может быть отражением циклического характера времени и естественного порядка вещей.
- Третий аспект, представленный в повести, связан с деталями быта послереволюционной Москвы и России. Через описание бытовой сатиры образы Швондера и других членов домоуправления автор создает атмосферу послереволюционного хаоса. Это позволяет читателю окунуться в исторический контекст и понять, каким образом были организованы и функционировали общество и государство в данном периоде.
- Четвертый аспект концепции времени отражается на сюжетном уровне через цикличность происходящих событий. Главный герой, Шарик, подвергается трансформации из пса в человека и обратно. Это демонстрирует не только историю персонажа, но и взгляд автора на историю и революцию как неудавшийся социальный эксперимент. Через обратимость происходящих событий автор показывает, что попытка очеловечивания животной сущности масс не была успешной и что исторические изменения могут иметь циклический характер.
Таким образом, в повести «Собачье сердце» концепция времени представлена различными аспектами, включая языковые маркеры времени, сакрально-символические даты, детали быта и цикличность происходящих событий. Все эти элементы помогают читателю лучше понять контекст и смысл повести.