Языковая нормализация и кодификация норм
Языковая норма, будучи центральным понятием литературного языка, формируется под влиянием как целенаправленных усилий, направленных на упорядочение языковых единиц, так и стихийно. Чтобы то или иное языковое явление получило статус нормативного, необходимо его соответствие нескольким критериям, включающим следующие признаки:
- Непротиворечивость с точки зрения закономерностей системы языка.
- Массовый характер языкового факта, его регулярность в речевой практике.
- Одобрение данного языкового факта как носителями языка, так и ученым сообществом, что выражается в процессе кодификации языковых единиц.
Термин «кодификация» часто понимается как синоним другого понятия – «нормализация». Однако ученые-лингвисты отмечают, что их не стоит смешивать, так как между ними все же есть различия.
Кодификация в строгом смысле – это целенаправленный процесс, который связан с упорядочиванием языковых фактов, претендующих на нормативность, и их закреплением в качестве общепризнанных вариантов нормы в специальных изданиях (нормативных словарях, справочниках, сводах правил, грамматиках).
Нормализация – часть процессов, связанных с формированием нормы литературного языка, которые касаются следующих аспектов:
- Исследование сущности и границ понятия «литературная норма».
- Изучение речевой практики в аспекте ее отношения к языковой теории.
- Систематизация имеющихся расхождений между теорией и практикой словоупотребления с целью упорядочивания нормативных принципов языка.
Антинормализация и языковой пуризм
Существует и обратный нормализации процесс – антинормализация. Он связан с представлением о стихийном формировании норм языка и отрицанием необходимости «навязывать» языку извне определенные правила и нормы. Этому крайнему направлению противостоит еще одна крайность – языковой пуризм, который нацелен на строгое следование традиции и отказ от любых стихийных или сознательных изменений в языке, в том числе реформ, новшеств, нормализации и проч.
Как антинормализаторство, так и языковой пуризм, будучи крайними направлениями, не являются объективными с точки зрения реальных процессов, лежащих в основе формирования норм. Поэтому их роль в становлении литературных норм незначительна.
Поскольку язык является сложным явлением, а речевая практика вмещает несколько противоречивых языковых тенденций, мы постоянно сталкиваемся с неравномерностью языковой нормализации. Это проявляется и в темпах изменения норм, и в их качественном преобразовании. Очевидно, что наиболее устойчивы нормы грамматики, поскольку они обусловлены жесткими закономерностями языковой системы. Более подвижны и обусловлены влиянием внеязыковых факторов нормы произношения и словоупотребления.
Основные особенности языковой нормализации
Активные процессы нормализации постоянно происходят в лексике, что связано, во-первых, с постоянным пополнением ее состава, во-вторых, с более широким распространением на социальном и территориальном уровне.
В разных формах существования языка нормализация также отличается неравномерностью, что связано с исторически сложившимися различиями устной и письменной речи. Так, письменные нормы более консервативны и устойчивы к изменениям. Процессы их трансформации протекают медленно, а степень сознательности при их упорядочивании высока.
Другое дело – нормы устной речи, которые складываются стихийно и подвержены изменениям в большей степени.
В современном русском языке в связи с развитием новых форм коммуникации (виртуальное общение) наблюдаются процессы сближения письменной и устной речи, формирование целого пласта речевой практики – естественной письменной речи. Это указывает на сближение норм устной и письменной речи и их активное взаимодействие. С другой стороны, проникая в письменную норму тенденции, характерные для устной речи (например, свобода, меньшая степень контроля и так далее), приводят к расшатыванию норм письменного языка.
Эти и другие факторы обусловливают процессы унификации норм, которые проявляются в постепенном сближении устной и письменной речи. Литературная норма становится подвижной, приобретает вариативность по отношению к различным коммуникативным ситуациям, а также определенную степень свободы.
Эти тенденции имеют как позитивное, так и негативное влияние на процессы нормализации. С одной стороны, они являются свидетельством изменения принципов нормализации в сторону большей демократизации процесса становления норм. С другой – ведут к расшатыванию норм, стиранию их дифференциальных признаков и, как следствие, снижению уровня речевой культуры. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос повышения уровня культуры речи, воспитания языкового вкуса, стремления к развитию речевых навыков и их совершенствованию.