Характеристика новых медиа
Новые медиа представляют собой феномен современных СМИ, который отличается цифровым форматом, а также инновационным коммуникативным дизайном.
Исследователи всерьез заинтересовались проблемами определения и функционирования новых медиа в последнее десятилетие. Благодаря изысканиям в этой области появились труды, в которых отмечаются характерные особенности этого явления:
- Мультимедийность, которая основана на сосуществовании в пространстве одного высказывания разных форм презентации информации: текстовых, визуальных, аудиальных.
- Числовое представление, то есть субстратом (материальным носителем) новых медиа выступает программной код, поскольку существуют они только в цифровой среде.
- Модульный принцип организации материала. Структура современных медиа определяется «блочным» принципом строения: часть информации (например, веб-страница) является компонентом более обширного ресурса (веб-сайта). С другой стороны, есть возможность связи разных частей материала с помощью системы перекрестных ссылок, что предполагает построение больших массивов данных.
- Автоматизированный характер, связанный с процессами хранения информации и обеспечения к ней доступа.
- Адаптивность к изменениям, способность быстро трансформироваться без потери качества.
- Возможность работы с информацией как с гипермедиа источником, это значит, что пользователь, просматривая ресурс и переходя по ссылкам, каждый раз создает уникальный гипертекст, который имеет неповторимую структуру.
Язык новых медиа: его особенности и влияние на медиасферу
Присущие новым медиа особенности определяют структуру языковых характеристик входящих в современную медиасферу текстов, для которых характерны следующие черты:
- Полифункциональность, проявляющая в ориентации на решение различных коммуникативных задач.
- Размытие жанровых границ, которое предполагает появление гибридных форм коммуникации.
- Многообразие тем, аксиологический релятивизм при отборе тематических рубрик и информационных поводов.
- Персонификация текста медиа за счет ярко выраженной авторской позиции.
- Наличие обратной связи от адресата в виде комментариев.
- Возрастание роли интертекстуальности и различных форм ее выражения в тексте, опирающихся на фоновые знания адресата.
- Стилистическая пестрота, основанная на смешении элементов разных функционально-стилистических групп лексики.
- Метафоризация, которая проявляется во введении в дискурс медиа различных типов метафор (милитарных, спортивных, и др.): например, «Москва: инструкция по выживанию», «Как победить усталость?», «Почему современное воспитание – это игра в одни ворота?», «Патовая ситуация на рынке».
- Тенденция к эвфемизации, то есть смягчению фактов, использованию описательных оборотов для определения «неудобных» понятий (например, вместо «хищения, растраты» - «нецелевое расходование средств»).
- Наличие признаков «языка вражды», попытка репрезентировать языковой образ мира, разделенный на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов».
- Появление так называемых «лингвоцинизмов», то есть слов, которые маркируют негуманные тенденции в восприятии социальной реальности: «возраст дожития» (о пенсионерах), рабсила, человеческий материал (о кадровом ресурсе).
- Появление аббревиатур, сокращений, окказионализмов, которые создаются самим автором, в том числе в целях субъективной оценки какого-либо явления: «прихватизация» (вместо «приватизация), «демонократия» (вместо «демократия»), «детопуп» (вместо «депутат») и проч.
Исследователи отмечают как одну из характерных черт языка современных медиа падение уровня речевой культуры пишущего. Это выражается в частом нарушении норм письменной речи: грамматических, орфографических, пунктуационных. Речь СМИ перестает быть эталоном, образцом литературного стиля. Например, наблюдаются ошибки в согласовании (один / одно евро, Самарский / Самарское УБОП), склонении аббревиатур (состоял в «МММе»), лексические (противозаконное преступление, нечестная уловка, местный муниципалитет), лексико-стилистические (использование жаргонизмов и канцелярита) и др.
Аксиологический релятивизм новых медиа влияет не только на язык, стирая грань между нормой и ее нарушением. Он также переходит в плоскость содержания и коммуникативных тактик, делая дозволенным в публичной коммуникации то, что ранее не поощрялось. В частности, под лозунгом свободы слова продвигаются лингвоэтический релятивизм, цинизм, речевая агрессия, использование нецензурной лексики. В погоне за сенсационностью современные медиа нередко используют непроверенные материалы, что не повышает доверие к фактической стороне публикаций.
Таким образом, новые медиа как феномен языка и культуры отражают тенденции развития современного общества и нуждается в совершенствовании с целью усиления позитивных тенденций и ослабления негативных черт.