Язык эффективного общения современного человека в аспекте культуры речи
Понятия «язык общения» не является терминологическим и может быть рассмотрено как совокупность языковых и коммуникативных средств, делающих общение максимально эффективным.
Под эффективностью общения следует понимать такую его организацию, которая способствует достижению коммуникативной цели.
Культура речи — это базовая дисциплина, определяющая условия поиска, отбора и применения языковых средств для реализации различных задач общения во всём многообразии речевых ситуаций.
Язык эффективного общения должен соответствовать нормам и требованиям речевой культуры, в частности трём её аспектам:
- Нормативному.
- Коммуникативному.
- Этическому.
Рассмотрим каждый компонент эффективного языка общения более подробно.
Нормативная составляющая общения предписывает ориентироваться на правила и образцы произношения, словообразования, словоупотребления, построения предложений, предписываемые законами языка. Эффективная речь должна быть нормативной, то есть правильной, свободной от языковых ошибок и недочётов. Выделяют следующие типы норм, соблюдение которых позволяет сделать речь более эффективной:
- Акцентологические, а также орфоэпические (правила ударения и произношения). Для литературного произношения характерны редукция гласных [о], [а], [э] в безударных слогах, позиционное изменение согласных (рво[гз]ал, ю[пк]и), произнесение сочетаний ЧТ и ЧН как [шт] / [шн] ([шт]обы, коне[шн]о). Ударение в русском языке является подвижным и свободным, этим обусловлены трудности его постановки в разных случаях: жИли — жилА, нАчал — нАчали — началА.
- Лексические нормы ориентируют на употребление слов в том значении, которое им свойственно, а также определяют особенности сочетаемости слов, предписывают избегать неоправданного повтора и речевой избыточности (например, подарить подарок, очень интенсивно и проч.).
- Морфологические нормы предписывают правильно образовывать формы слов («более красивый», а не «более красивее»; «поезжай», а не «ехай»).
- Синтаксические нормы определяют особенности нормативного построения синтаксических конструкций, например, предложений с причастным оборотом (Собравшиеся ученики во дворе ждали своей очереди. – неверно. Верно: Ученики, собравшиеся во дворе,...); конструкций с деепричастным оборотом (Загорая на пляже, кожа подвергается воздействию ультрафиолета. – неверно. Верно: Загорая на пляже, вы подвергаете кожу воздействию ультрафиолета).
- Стилистические нормы регулируют использование всех языковых средств в соответствии с требованиями стиля и ситуации общения.
Коммуникативный компонент эффективного общения складывается из ряда качеств, присущих речи:
- Логичность и структурно-содержательная непротиворечивость.
- Точность и избегание двусмысленности, неопределённости высказывания.
- Доступность и понятность речи адресату.
- Уместность тех или иных языковых средств в данной ситуации общения, соблюдение требований этики речевого общения (недопустимость вульгарной, бранной, матерной лексики).
- Богатство и разнообразие речи, способность использовать все средства языка в соответствии с их значением и стилистической окраской.
Этическая составляющая эффективного общения предполагает соблюдение этикетных формул общения, вежливое и уважительное отношение к собеседнику, отказ от речевой агрессии и грубости.
Законы эффективной коммуникации
Помимо собственно языковых факторов на эффективность общения влияют и внеязыковые условия, обеспечивающие установление и поддержание контакта и реализацию коммуникативных задач:
- Открытость в общении, внимание к собеседнику, его интересам и нуждам.
- Умение слушать собеседника, понимать его речевые цели и правильно их интерпретировать.
- Позитивный настрой, отказ от обсуждения негативных тем, а также деструктивных речевых тактик (сплетни, пересуды, ссоры, брань, оскорбления).
- Умение распознавать речевые провокации, уходить от конфликта и решать споры с помощью логики и аргументации.
- Отказ от публичной критики собеседника, подчеркивания его негативных качеств.
- Лаконичность и отказ от излишней эмоциональности.
Эффективная коммуникация в рамках деловых отношений (коммерческих, производственных) подчиняется дополнительным требованиям:
- Честность по отношению к собеседнику.
- Доказательность и сильная аргументация. Необходимо помнить, что аргументы-уловки (ссылки на авторитет, переход на личность оппонента или партнёра) недопустимы.
- Соблюдение социальных границ, заданных общественным статусом, отказ от фамильярного, панибратского общения.
- Пунктуальность и точность в словах и поступках.
- Чёткость и последовательность.
В современном обществе с возрастанием роли информации в во всех процессах каждый человек должен владеть техниками ораторского мастерства, включающими умение выступать публично, интересно и образно доносить свои мысли до слушателей, удерживать внимание аудитории, глубоко разбираться в обсуждаемой теме и владеть необходимыми сведениями для участия в дискуссии или полемике. Особо важны эти умения для тех, чья профессиональная деятельность связана с коммуникативными процессами: преподавателей, учителей, специалистов HR, маркетологов, пиар-менеджеров. Поэтому в стандарты многих профессий сферы «человек-человек» введены обязательные курсы, посвященные культуре речи, риторике, деловой коммуникации.
Эффективное общение также невозможно без общего высокого уровня культуры, поэтому человек, желающий быть хорошим и интересным собеседником, должен непрерывно развиваться и улучшать свои коммуникативные навыки.