Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вопросы словообразования и словоизменения в школьной практике

Вопросы словообразования и словоизменения в школьной практике

Традиционно разделы "Морфемика" и "Словообразование" занимают периферийное место в курсе языкового образования. Хотя их значимость велика, поскольку они:

  1. Вооружают учеников знаниями о строении слова.
  2. Помогают понять механизмы образования новых слов.
  3. Формируют представления о системно-структурном строении языка.
  4. Предотвращают ошибки в выделении морфемного состава слова.
  5. Являются профилактикой возникновения орфографических ошибок, так как один из ведущих принципов написания подчиняется единообразию графического облика морфем.

Разделы "Морфемика" и "Словообразование" в школьном курсе языкознания изучаются неразрывно. Тем самым у учеников формируется представление о двойной функции морфем - структурной и функциональной. В процессе знакомства с морфемикой ученики выясняют состав лексем, знакомятся с основными морфемами, их строением и местом в слове. Также к данному разделу примыкает изучение ряда орфографических тем, связанных с орфограммами в определенных позициях в слове (правописание приставок, корней, суффиксов). Это приучает детей видеть связи между разными уровнями языковой системы, опираться на знания системного характера при выборе орфограммы.

Важным аспектом изучения словообразования является его разграничение со словоизменением. Акцент делается на том, что при словообразовании возникают новые лексемы, при словоизменении же трансформируется только форма слова. Ученикам важно дать представление о словообразовательных и словоизменительных средствах, учитывая и формообразующие суффиксы. Обычно на практике это различие выражается в том, что средства словоизменения (флексии) не входят в основу. К ним можно отнести, например, окончания, глагольный суффикс -л, суффиксы степеней сравнения и проч. Напротив, словообразовательные средства являются частью основы вновь возникших слов.

К приемам, помогающим сформировать навыки различения словообразования и словоизменения, относятся следующие виды заданий:

  1. Выпиши родственные слова и формы одного и того же слова.
  2. Просклоняй, проспрягай слово.
  3. Определи, каким способом образовано данное слово. Образуй все его формы.
  4. Разбери слово по составу, найди показатели словоизменения.
  5. Определи лексическое значение пар слов, поясни, какие из них являются слрвоформами, а какие - разными словами.
«Вопросы словообразования и словоизменения в школьной практике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные трудности в обучении словообразования и словоизменению

В процессе работы над данными разделами возникает ряд трудностей, связанных как с объективной сложностью изучаемого материала, так и с отсутствием у детей необходимых знаний для правильного членения слова.

К таким проблемным точкам можно отнести следующие учебные затруднения:

  1. Неверное вычленение морфемного состава. Особенно это касается сложных случаев, когда, например, глагольное окончание находится в препозиции к постфиксу или слово имеет материально не выраженное окончание.
  2. Незнание основных суффиксов. Например, такие суффиксы, как -ость-, -ени-, -ечк-/-очк-, -еват-/оват-, ученики не воспринимают как единую морфему и дробят их на более мелкие составные части.
  3. Трудности в выделении корневого морфа. Они могут быть связаны с тем, что в русском языке существует несколько фонетических вариантов одной морфемы, которые учениками воспринимаются как разные корни (например, преграда - ограждать - огораживать).
  4. Неразличение словообразования и словоизменения, смешение их средств и функций.
  5. Трудности в определении способа образования слов.

Преодолению этих проблем способствуют задания, которые приучают детей к наблюдению за составом слова, производством новых лексем:

  1. Постройте словообразовательных цепочку от слова "сад" к слову "садоводческий".
  2. Определите, как образованы слова "модный" и "модник". Образуй несколько слов по этой же схеме от разных основ.
  3. Одинаково или нет значение суффикса -ин- в словах "конина" и "папин"? Ответ поясните.
  4. Определите морфемный состав слов "рукав", "вилка", "столпотворение". Поясните, какими принципами следует руководствоваться при определении их состава.
  5. Подберите слова, соответствующие словообразовательным (или структурным) схемам.
  6. Найдите ошибки в морфемном членении.
  7. Определите, в каких случаях способ образования слова определен неверно.
  8. Распределите слова по группам в зависимости от способа образования.
  9. Определите, одинаковый или нет корень в словах "горевать", "гореть", "горный", "косица", "закоснеть", "прикоснусь".

Работа в области морфемики и словообразования должна носить комплексный характер и не заканчиваться с завершением изучения этих разделов. Актуализация сведений о строении и образовании слов помогает ученикам формировать навыки правописания и расширяет их представление о системных связях единиц языка.

Дата последнего обновления статьи: 04.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot