Влияние лингвистической концепции В. фон Гумбольдта на русское языкознание
Будучи основоположником общего языкознания, В. фон Гумбольдт высказал несколько продуктивных идей относительно природы и функций языка, которые были восприняты и развиты мировой лингвистикой. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта оказала значительное влияние на взгляды отечественных языковедов, которые не просто заимствовали ее положения, но подвергали наследие Гумбольдта творческому переосмыслению.
Важнейшей идеей, которую развивал Гумбольдт, стало представление о языке как о социальном феномене. Отвечая на вопрос о происхождении языка, философ стремится понять цели его существования, объяснить назначение языка в общества. По мнению Гумбольдта, язык не просто помогает человеку общаться с другими людьми, но и способствует его становлению как личности. Язык имманентно присущ человеческой природе, так как позволяет индивиду развиваться духовно. Видя в языке активное, деятельное начало, Гумбольдт объяснял его возникновение внутренней потребностью человечества к социальной интеграции. Это отличало представления Гумбольдта от теологический концепции происхождения языка, а также от теории общественного договора, согласно которой язык конвенционален.
Общее влияние идей Гумбольдта на русское языкознание второй половины XIX века состоит в формировании методологии лингвистических исследований, а также понимании соотношения языка и сознания, языка и культуры, вопросов, связанных с развитием и изменением языка. Так, идея Гумбольдта о знаковой природе языка, его системной организации была воспринята отечественными лингвистами задолго до появления трудов Ф. де Соссюра. Кроме этого, Гумбольдт пришел к различению понятий языка и речи, видя в последней коммуникативный инструмент реализации языка как организма, имеющего надиндивидуальную природу. Гумбольдт внес в языкознание представление о внутренней форме слов, получившее своеобразное развитие в концепции А. А. Потебни, видевшего во внутренней форме слова изначально присущую ему ономатопоэтическую функцию. Также можно говорить о том, что русского языкознание развило и дополнило представления фон Гумбольдта о социальной природе языка, связях языка и культуры, языка и искусства.
Преломление идей В. фон Гумбольдта в лингвистических взглядах А. А. Потебни
Идею социальной обусловленности языка воспринял и русский лингвист, последователь фон Гумбольдта А. А. Потебня, примыкавший к Харьковской лингвистической школе. В то же время, несмотря на сходство представлений о социальной природе языка, Потебня отталкивается от концепции Гумбольдта, чтобы обосновать собственный взгляд на язык. Так, лингвист отмечает, что потребность индивида в коммуникации изначально присуща его природе. В человечество заложена «языковая способность», рано или поздно проявляющаяся в речевой деятельности. Как и Гумбольдт, Потебня отстаивал примат разговорной речи над языком, потому что она возникает из непосредственной инстинктивной потребности к коммуникации.
Но существуют и различия во взглядах А. А. Потебни и Гумбольдта. Так, отечественный лингвист полагал, что язык и речь возникли как реализация потребности индивида в выражении эмоций, различных психических состояний, то есть язык изначально обладает экспрессивной функцией. Поэтому Потебня такое большое внимание уделяет вопросам поэзии, устного народного творчества, в которых он видит проявление изначально заложенной в языке потребности к самовыражению.
Таким образом, понимая вслед за Гумбольдтом язык как социальный и культурный феномен, Потебня видит источник социальной природы языка не в имманентной человечеству языковой способности, а в потребности человеческой личности к самовыражению посредством языка. То есть в учении Потебни идеи Гумбольдта преломляются через психологический подход к интерпретации языка.
Концепция фон Гумбольдта и лингвистические взгляды В. А. Богородицкого
Влияние концепция Гумбольдта оказывает и на представителей Казанской лингвистической школы, в частности на воззрения В. А. Богородицкого.
Как уже отмечалось, Гумбольдт понимал язык в динамическом аспекте, видя в нем орудие деятельности, созданное народным духом. Язык имеет познавательную функцию, так как с его помощью индивид не только исследует мир, но и творчески развивается, совершенствуется.
Сходные мысли высказывает и В. А. Богородицкий, выделяющий в лингвистической гносеологии два аспекта:
- Роль языка в формировании понятий как категорий мышления (через слова, которые создают обобщенные представления о предметах и явлениях окружающего мира).
- Отражение в строении языка, его усложняющейся организации прогресса мышления. Так, многообразие суффиксов и передаваемых ими значений говорит о том, что мышление проделало огромную работу по систематизации разных явлений действительности, что отразилось в языке в виде определенных грамматических категориях.
Таким образом, лингвофилософская концепция В. фон Гумбольдта оказала влияние на русских лингвистов, которые, опираясь на тезисы, выдвинутые немецким философом, разработали собственные оригинальные языковые концепции.