Младограмматизм как лингвистическое направление
Как направление в лингвистике младограмматизм оформился в последней трети XIX века. Младограмматики получили свое название по отношению к старшему поколению лингвистов, с критикой которого они выступали. Первоначально направление оформилось в Лейпциге и объединило таких языковедов, как А. Лескин, К. Бругман, Г. Остгоф, Г. Пауль, однако затем по общности методологии исследований языковых феноменов к ним примкнули и лингвисты других стран, в том числе и отечественные ученые Бодуэн де Куртенэ и Ф. Ф. Фортунатов.
По своей сути младограмматическая лингвистическая концепция основывается на идеях сравнительно-исторического языкознания. Методология младограмматиков опирается на принцип психологизма, поскольку они видят в языке психологическое явление. Наука о языке, по их мнению, должна быть культурно-исторической: языковед не просто описывает отдельные языковые факты, но изучает их связи в исторической перспективе.
У младограмматиков отмечается и специфическое понимание сущности языка. Так, они считают, что психическое (психофизиологическое) в человеке всегда индивидуально, поэтому язык, будучи психическим образованием, существует как язык отдельного индивида. Его изучением и должна заниматься лингвистика. То есть представители данного направления выступают как сторонники индивидуалистического принципа в языкознании, отрицая социальное бытие языка.
Вклад младограмматиков в языкознание
В основе представлений младограмматиков о лингвистических феноменах лежит их понимание как индивидуальной деятельности, имеющей психофизиологическую природу. По мнению представителей направления, существенным недостатком предшественников было то, что они изучали язык в отвлечении от его носителя – человека. Однако язык не может существовать сам по себе, безотносительно к индивиду, который его использует. Таким образом, младограмматики не разделяют язык и речь, сосредоточиваясь на изучении речевой деятельности. В ней исследователи выделяют два аспекта – физический (в реальности выступает как психофизиологический) и психический. При этом лингвисты отмечают приоритет психической стороны речи над физической, считаю, что их предшественники слишком много внимания уделяли именно последней, забывая о первой.
Реальной, по мнению представителей направления, является только речь индивида, однако тот факт, что люди могут общаться между собой, говорит и о существовании общей для данных индивидов общенародной речи. Она основана на сходных психических представлениях. Единицы физической природы (например, звуки речи) вызывают у группы индивидов одни и те же психические представления, что позволяет говорящему и слушающему общаться. Однако в основе закономерностей, касающихся языковых изменений, главное значение принадлежит индивидуальной речевой практике. При этом те условия, которые определяют развитие и изменение языка, изучаются с позиции факторов, влияющих на индивидуальный психический опыт. Отказываясь от лингвофилософских обобщений в пользу лингвистического атомизма, младограмматики провозглашают новым подходом в изучении языка тщательный анализ отдельных его фактов, являющийся залогом точности лингвистического описания.
Методологически концепция младограмматиков основывается на изучении физической и психической сторон речи. Так, в сравнительно-историческом языкознании сочетаются два подхода: изучение фонетических явлений, составляющих физическую сторону речи, а также выявление закономерностей, лежащих в основе языковых изменений и проявляющихся в действии закона аналогии – психической ассоциации по сходству. По мнению младограмматиков, закономерности, которые определяют специфику фонетических изменений, действуют иначе, чем законы природ. Они актуальны не для всех языков, а только для данного языка в определенный исторический период его развития. Кроме этого, основой изменений общей речи выступает индивидуальная речевая практика. Именно первоначальные отклонения в речевой практике индивида становятся залогом преобразования речевой практики общества.
Младограмматики абсолютизируют действие аналогии как основного процесса речевой деятельности. По их мнению, действие законов аналогии распространяется на широкий круг явлений в области фонетики, словообразования и грамматики и способствует выравниванию языковых форм.
Заслуга младограмматиков перед сравнительно-историческим языкознанием заключается в том, что они включили в круг своих научных изысканий диалектную речь, в которой можно непосредственно наблюдать процессы, лежащие в основе психофизических механизмов речи.
Сформировавшись как новое методологическое направление в сравнительно-историческом языкознании, младограмматизм на протяжении полувека был самым влиятельным направлением в лингвистике. Последователи младограмматиков развили и трансформировали их концепцию, что повлияло на неоднородность младограмматизма как направления. Общим фактором, объединяющим всех последователей младограмматиков, стало представление о внутренних (лингвистических) причинах развитии языка, осуществляющее в процессе общей и индивидуальной речевой деятельности.