Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды олимпиадных заданий по русскому языку и методика их выполнения

Задачи школьной олимпиады по русскому языку и виды олимпиадных заданий

Продуктивной формой повышения интереса к изучению русского языка в школе, а также выявления детей, обладающих лингвистическими способностями, является олимпиада по русскому языку.

Определение 1

Олимпиада представляет собой комплексное учебное испытание, направленное на решение нестандартных лингвистических заданий для выявления детей, обладающих языковыми способностями или увлекающихся филологией.

Проведение школьных олимпиад призвано решить следующие задачи:

  1. Побудить детей к углубленному знакомству с языкознанием как наукой, а также его разделами.
  2. Расширить представления детей о родном языке, его истории, грамматической системе, нормах, связях с культурой и жизнью народа.
  3. Пополнить словарный и фразеологический запас.
  4. Обогатить представление о языковых фактах, выходящих за пределы закономерностей системы языка.
  5. Мотивировать читать соответствующую справочную, научно-популярную литературу по языкознанию.
  6. Развивать нестандартное мышление, навыки использования имеющихся знаний в новых учебно-познавательных ситуациях.

Задачи проведения олимпиады по русскому языку реализуются с помощью разных типов заданий, требующих комплексного подхода к их решению, в их числе:

  • задания, направленные на применение навыков лингвистического анализа языковых фактов, находящихся в рамках школьного курса языкознания;
  • задания, опирающиеся на развитое языковое чутье, чувство стиля при анализе языкового материла, выходящего за рамки программного курса;
  • задания, направленные на проверку осведомленности в области норм, исключений, отдельных языковых фактов;
  • задания на смекалку, сообразительность, проявление навыков гибкого и нестандартного мышления;
  • лексико-фразеологические задания, проверяющие знакомство с пассивным словарным составом языка;
  • задания, полностью выходящие за рамки школьной программы и ориентированные на тех учеников, которые изучают дополнительный материал самостоятельно.

Методика выполнения олимпиадных заданий по русскому языку

Рассмотрим методы организации работы учителя и учеников при подготовке к выполнению некоторых олимпиадных заданий по русскому языку.

«Виды олимпиадных заданий по русскому языку и методика их выполнения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Задания первого типа, направленные на проверку навыков лингвистического анализа, приобретенных в рамках школьного курса русского языка, выполняются по следующему алгоритму:

  1. Определяется тип (вид) языкового материала, на знание которого ориентировано задание: фонетические, морфемно-словообразовательные, морфологические, лексические или синтаксические средства языка.
  2. Систематизация характерных свойств единиц данного типа, их признаков, а также особенностей их реализации в речи.
  3. Определение цели задания и планирование путей его осуществления с опорой на имеющиеся знания.

Задания, выполнение которых основано на развитом языковом чутье, предполагают взаимодействие с языковым материалом, который не изучается или изучается частично в пределах школьного курса. Чтобы выполнить такие задания, ученики должны руководствоваться следующими принципами:

  1. Опора на системные требования языка. Например, при определении рода сложного существительного «кресло-кровать» необходимо учитывать особенности его согласования с прилагательными (новое кресло-кровать).
  2. Умение отойти от привычных стереотипов восприятия языковых явлений. Так, при морфемном разборе слова «приду» наблюдается наложение морфем, что отражается на особенностях морфемного членения слова: при – д – у.
  3. Анализ парадигматических связей единиц языка. Например, при вычленении суффиксов прошедшего времени в словах «пах», «сох», «мок» (нулевые суффиксы), необходимо сопоставить их с теми формами, где суффиксы материально выражены: пахли, сохли, мокли.

Задания, направленные на проверку лингвистической эрудиции (задания 3-6 типов), могут быть выполнены при условии, что участник олимпиады систематически изучает дополнительную литературу, знаком с лингвистическими словарями, а также классической литературой. Однако и для выполнения этих заданий можно использовать некоторые приемы, например, сравнительный анализ.

Так, ученикам дается задание определить значение слов «ветошь», «зга», «бряцать». При выполнении задания нужно обратиться к методам сопоставления языковых явлений. Слово «ветошь» однокоренное со словом «ветхий», следовательно, оно обозначает старые вещи, тряпье. Слово «зга» употребляется в выражении «ни зги не видно», и восходит к слову «сьтьга» (ср. стежка), то есть дорога. Слово «бряцать» родственно другому глаголу – «брякать», то есть «бряцать» - буквально «звенеть», «играть».

Таким образом, при выполнении олимпиадных заданий ученику необходимо обращаться к универсальным методам решения познавательных задач: методу анализа, сравнения, сопоставления, а также опираться на солидную языковую эрудицию, приобретаемую путем систематического чтения и изучения языковых фактов.

Дата последнего обновления статьи: 06.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot