Задачи школьной олимпиады по русскому языку и виды олимпиадных заданий
Продуктивной формой повышения интереса к изучению русского языка в школе, а также выявления детей, обладающих лингвистическими способностями, является олимпиада по русскому языку.
Олимпиада представляет собой комплексное учебное испытание, направленное на решение нестандартных лингвистических заданий для выявления детей, обладающих языковыми способностями или увлекающихся филологией.
Проведение школьных олимпиад призвано решить следующие задачи:
- Побудить детей к углубленному знакомству с языкознанием как наукой, а также его разделами.
- Расширить представления детей о родном языке, его истории, грамматической системе, нормах, связях с культурой и жизнью народа.
- Пополнить словарный и фразеологический запас.
- Обогатить представление о языковых фактах, выходящих за пределы закономерностей системы языка.
- Мотивировать читать соответствующую справочную, научно-популярную литературу по языкознанию.
- Развивать нестандартное мышление, навыки использования имеющихся знаний в новых учебно-познавательных ситуациях.
Задачи проведения олимпиады по русскому языку реализуются с помощью разных типов заданий, требующих комплексного подхода к их решению, в их числе:
- задания, направленные на применение навыков лингвистического анализа языковых фактов, находящихся в рамках школьного курса языкознания;
- задания, опирающиеся на развитое языковое чутье, чувство стиля при анализе языкового материла, выходящего за рамки программного курса;
- задания, направленные на проверку осведомленности в области норм, исключений, отдельных языковых фактов;
- задания на смекалку, сообразительность, проявление навыков гибкого и нестандартного мышления;
- лексико-фразеологические задания, проверяющие знакомство с пассивным словарным составом языка;
- задания, полностью выходящие за рамки школьной программы и ориентированные на тех учеников, которые изучают дополнительный материал самостоятельно.
Методика выполнения олимпиадных заданий по русскому языку
Рассмотрим методы организации работы учителя и учеников при подготовке к выполнению некоторых олимпиадных заданий по русскому языку.
Задания первого типа, направленные на проверку навыков лингвистического анализа, приобретенных в рамках школьного курса русского языка, выполняются по следующему алгоритму:
- Определяется тип (вид) языкового материала, на знание которого ориентировано задание: фонетические, морфемно-словообразовательные, морфологические, лексические или синтаксические средства языка.
- Систематизация характерных свойств единиц данного типа, их признаков, а также особенностей их реализации в речи.
- Определение цели задания и планирование путей его осуществления с опорой на имеющиеся знания.
Задания, выполнение которых основано на развитом языковом чутье, предполагают взаимодействие с языковым материалом, который не изучается или изучается частично в пределах школьного курса. Чтобы выполнить такие задания, ученики должны руководствоваться следующими принципами:
- Опора на системные требования языка. Например, при определении рода сложного существительного «кресло-кровать» необходимо учитывать особенности его согласования с прилагательными (новое кресло-кровать).
- Умение отойти от привычных стереотипов восприятия языковых явлений. Так, при морфемном разборе слова «приду» наблюдается наложение морфем, что отражается на особенностях морфемного членения слова: при – д – у.
- Анализ парадигматических связей единиц языка. Например, при вычленении суффиксов прошедшего времени в словах «пах», «сох», «мок» (нулевые суффиксы), необходимо сопоставить их с теми формами, где суффиксы материально выражены: пахли, сохли, мокли.
Задания, направленные на проверку лингвистической эрудиции (задания 3-6 типов), могут быть выполнены при условии, что участник олимпиады систематически изучает дополнительную литературу, знаком с лингвистическими словарями, а также классической литературой. Однако и для выполнения этих заданий можно использовать некоторые приемы, например, сравнительный анализ.
Так, ученикам дается задание определить значение слов «ветошь», «зга», «бряцать». При выполнении задания нужно обратиться к методам сопоставления языковых явлений. Слово «ветошь» однокоренное со словом «ветхий», следовательно, оно обозначает старые вещи, тряпье. Слово «зга» употребляется в выражении «ни зги не видно», и восходит к слову «сьтьга» (ср. стежка), то есть дорога. Слово «бряцать» родственно другому глаголу – «брякать», то есть «бряцать» - буквально «звенеть», «играть».
Таким образом, при выполнении олимпиадных заданий ученику необходимо обращаться к универсальным методам решения познавательных задач: методу анализа, сравнения, сопоставления, а также опираться на солидную языковую эрудицию, приобретаемую путем систематического чтения и изучения языковых фактов.