Функции диктанта в преподавании РКИ
Диктанты – это упражнения, которые применяются в изучении второго иностранного языка постоянно. Необходимость их использования обусловлена той ролью, которую они играют в формировании языковых компетенций и речевых навыков. Диктанты способствуют:
- развитию фонематического слуха и восприятия иноязычной речи на слух;
- формированию графических навыков, становлению зрительного и моторного образа слова;
- запоминанию словарного материала, обогащению словарного запаса, необходимого для прогресса навыков письма и чтения.
Диктанты на занятиях РКИ отличаются от традиционных диктантов, применяемых при изучении родного языка, поэтому рассмотрим их виды и специфику проведения.
Виды диктантов на занятиях по РКИ
Преподаватель русского языка как иностранного использует в работе следующие виды диктантов:
- Диктант по заранее подготовленному тексту. Суть упражнения состоит в формировании письменных навыков, запоминании графического облика слова, развитии грамотности. Текст диктанта дается ученикам заранее. Желательно, чтобы он содержал новую лексику. Ученики работаю с текстом дома: выписывают незнакомые слова, определяют их произношение и значение, запоминают правописание. На уроке текст диктуется учителем, а инофоны записывают его с опорой на знания, полученные во время подготовки. Удобство такого упражнения заключается в том, что в конце работы можно использовать самопроверку или взаимопроверку по образцу – исходному тексту.
- Диктант-трамплин – является разновидностью творческого диктанта. Он позволяет не только отработать правописные навыки, но и развивает грамматические умения. Сначала ученики записывают текст под диктовку. Как правило, это небольшие тексты с включением конструкций, изучающихся в данной теме. На втором этапе работы ученики переписывают этот текст, адаптируя его конструкции для рассказа о себе. По завершении работы проводится ее проверка, оценивание и работа над ошибками.
- Взаимодиктант – вид упражнений, используемый для организации парной работы. Ученикам раздаются тексты (или один текст, разделенный на две части). Затем ученики диктую текст поочередно друг другу. После этого происходит взаимопроверка и работа над ошибками.
- Диктант-стенограмма. Этот является разновидностью творческого диктанта, который нужен для развития речевых умений и навыков. Суть его заключается в том, что учитель играет роль «начальника», который диктует текст быстро. Задача учеников – записать только ключевые слова и выражения, а затем воспроизвести текст по памяти настолько близко к оригиналу, насколько это возможно. При этом педагогу следует помнить, что тексты для таких диктантов должны быть максимально простыми и структурированными. Например, можно использовать тексты поздравительных открыток, деловых писем, кулинарных рецептов, небольших сказок или коротких историй. Задачу можно упростить, выведя на экран или записав на доске ключевые слова или план текста.
- Диктант-телеграмма. Хорошее упражнение для развития грамматических навыков, формирования связной речи. Суть диктанта состоит в том, что ученики-инофоны записывают слова в начальной форме. После окончания диктовки ставится задача составить из данных слов предложения, объединив их в небольшой текст. Например: солнце, светить, ярко, снег, растаять, уже, лужа, появляться, на, улица, мальчик, пускать, по, ручеек, кораблик. Результат выполнения упражнения: Солнце светит ярко. Снег уже растаял. На улице появились лужи. Мальчики пускают по ручейкам кораблики.
- Выборочный диктант. Упражнение, применяемое в том случае, когда учитель желает сосредоточить внимание учеников на определенном языковом феномене, актуализировать отдельные виды речевых навыков или лексический материал. Задача ученика стоит в том, чтобы из диктуемого текста выписать только тот материал, который содержится в условии задания. Например, записать только глаголы, существительные во множественном числе, только вопросительные предложения, только слова определенной тематической группы и проч.
- Картинный диктант представляет собой вид словарного диктанта, в качестве материала которого используются не сами слова, а иллюстрации к ним. Задача ученики – догадаться по иллюстрации, о каком слове идет речь, и записать его.
- Диктант-пазл: ученик прослушивает текст диктанта один раз. Затем получает разрезанный текст, который необходимо «собрать» и записать, вставив пропущенные буквы, знаки препинания, слова и проч.
Среди указанных видов диктантов перечислены далеко не все упражнения, которые можно использовать на уроке при обучении русскому языку инофонов. Применение диктантов в учебном процессе позволяет развить мотивацию к изучению языка, создает условия для развития широкого круга языковых и речевых компетенций, вносит в урок элемент новизны и настраивает на практическое применение полученных знаний.