Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды диктантов на занятиях по РКИ

Функции диктанта в преподавании РКИ

Диктанты – это упражнения, которые применяются в изучении второго иностранного языка постоянно. Необходимость их использования обусловлена той ролью, которую они играют в формировании языковых компетенций и речевых навыков. Диктанты способствуют:

  • развитию фонематического слуха и восприятия иноязычной речи на слух;
  • формированию графических навыков, становлению зрительного и моторного образа слова;
  • запоминанию словарного материала, обогащению словарного запаса, необходимого для прогресса навыков письма и чтения.

Диктанты на занятиях РКИ отличаются от традиционных диктантов, применяемых при изучении родного языка, поэтому рассмотрим их виды и специфику проведения.

Виды диктантов на занятиях по РКИ

Преподаватель русского языка как иностранного использует в работе следующие виды диктантов:

  1. Диктант по заранее подготовленному тексту. Суть упражнения состоит в формировании письменных навыков, запоминании графического облика слова, развитии грамотности. Текст диктанта дается ученикам заранее. Желательно, чтобы он содержал новую лексику. Ученики работаю с текстом дома: выписывают незнакомые слова, определяют их произношение и значение, запоминают правописание. На уроке текст диктуется учителем, а инофоны записывают его с опорой на знания, полученные во время подготовки. Удобство такого упражнения заключается в том, что в конце работы можно использовать самопроверку или взаимопроверку по образцу – исходному тексту.
  2. Диктант-трамплин – является разновидностью творческого диктанта. Он позволяет не только отработать правописные навыки, но и развивает грамматические умения. Сначала ученики записывают текст под диктовку. Как правило, это небольшие тексты с включением конструкций, изучающихся в данной теме. На втором этапе работы ученики переписывают этот текст, адаптируя его конструкции для рассказа о себе. По завершении работы проводится ее проверка, оценивание и работа над ошибками.
  3. Взаимодиктант – вид упражнений, используемый для организации парной работы. Ученикам раздаются тексты (или один текст, разделенный на две части). Затем ученики диктую текст поочередно друг другу. После этого происходит взаимопроверка и работа над ошибками.
  4. Диктант-стенограмма. Этот является разновидностью творческого диктанта, который нужен для развития речевых умений и навыков. Суть его заключается в том, что учитель играет роль «начальника», который диктует текст быстро. Задача учеников – записать только ключевые слова и выражения, а затем воспроизвести текст по памяти настолько близко к оригиналу, насколько это возможно. При этом педагогу следует помнить, что тексты для таких диктантов должны быть максимально простыми и структурированными. Например, можно использовать тексты поздравительных открыток, деловых писем, кулинарных рецептов, небольших сказок или коротких историй. Задачу можно упростить, выведя на экран или записав на доске ключевые слова или план текста.
  5. Диктант-телеграмма. Хорошее упражнение для развития грамматических навыков, формирования связной речи. Суть диктанта состоит в том, что ученики-инофоны записывают слова в начальной форме. После окончания диктовки ставится задача составить из данных слов предложения, объединив их в небольшой текст. Например: солнце, светить, ярко, снег, растаять, уже, лужа, появляться, на, улица, мальчик, пускать, по, ручеек, кораблик. Результат выполнения упражнения: Солнце светит ярко. Снег уже растаял. На улице появились лужи. Мальчики пускают по ручейкам кораблики.
  6. Выборочный диктант. Упражнение, применяемое в том случае, когда учитель желает сосредоточить внимание учеников на определенном языковом феномене, актуализировать отдельные виды речевых навыков или лексический материал. Задача ученика стоит в том, чтобы из диктуемого текста выписать только тот материал, который содержится в условии задания. Например, записать только глаголы, существительные во множественном числе, только вопросительные предложения, только слова определенной тематической группы и проч.
  7. Картинный диктант представляет собой вид словарного диктанта, в качестве материала которого используются не сами слова, а иллюстрации к ним. Задача ученики – догадаться по иллюстрации, о каком слове идет речь, и записать его.
  8. Диктант-пазл: ученик прослушивает текст диктанта один раз. Затем получает разрезанный текст, который необходимо «собрать» и записать, вставив пропущенные буквы, знаки препинания, слова и проч.

Среди указанных видов диктантов перечислены далеко не все упражнения, которые можно использовать на уроке при обучении русскому языку инофонов. Применение диктантов в учебном процессе позволяет развить мотивацию к изучению языка, создает условия для развития широкого круга языковых и речевых компетенций, вносит в урок элемент новизны и настраивает на практическое применение полученных знаний.

Дата последнего обновления статьи: 16.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot