Урок-консультация по русскому языку в старшем классе
Обучение русскому языку в старшей школе преследует несколько задач, связанных с дальнейшим развитием коммуникативно-речевых компетенций школьника:
- Углубление и расширение знаний, полученных в 5-9 классах.
- Систематизация и обобщение знаний, относящихся ко всем разделам языкознания.
- Отработка практических умений, связанных с правописанием, созданием связных высказываний в устной и письменной форме.
- Развитие речевой культуры путем целенаправленного освоения норм литературного языка.
- Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
- Восполнение пробелов в знаниях и умениях.
- Содействие развитию языковой личности.
Все эти задачи носят комплексный характер и обеспечиваются не только в процессе проведения уроков, но и в ходе самостоятельной работы учащихся. Самостоятельное углубление знаний и отработка речевых навыков является эффективным средством развития языковой личности старшеклассника. Чтобы сделать самостоятельную работу более продуктивной и вовремя корректировать возникающие трудности в обучении, необходимо организовать консультативную работу, направленную на оказание старшеклассникам методической помощи в усвоении тем и подготовки к экзамену.
Урок-консультация по русскому языку представляет собой разновидность нетрадиционного урока, суть которого заключается в разъяснении трудных аспектов учебного материала.
Содержание и методика проведения урока-консультации
Консультации в отличие от традиционных уроков предполагают большую роль предварительной самостоятельной подготовки учащихся по заранее определенным темам или вопросам. В ходе самостоятельной работы дома учащиеся знакомятся с теорией, выполняют практические задания, фиксируют трудности, возникающие в ходе выполнения упражнений, а также вопросы, которые необходимо осветить на консультации. В результате у каждого учащегося формируется собственный «багаж» трудностей и вопросов, с которыми он приходит на консультацию. Задача учителя состоит в том, чтобы организовать работу на уроке таким образом, чтобы каждый учащийся получил ответ на свой вопрос. Для этого используются следующие методические приемы:
- В начале урока учитель предлагает учащимся составить «Дерево вопросов», то есть систематизировать учебные трудности и проблемы, с которыми они столкнулись дома в процессе самостоятельного изучения материала. В ходе анализа вопросов выделяются похожие и определяются основные направления работы на уроке.
- Формируются учебные группы, в которые объединяются учащиеся с одинаковым уровнем учебного прогресса и сходными затруднениями в освоении материала. Для каждой группы предусмотрены свои варианты работы: объяснение учителя, изучение теории, выполнение практических заданий, взаимопроверка и проч.
- Роль учителя сводится к модерации учебной деятельности групп, что предполагает активное включение в работу группы, помощь, коррекцию затруднений и ошибок, содействие в грамотной организации материала и т. п.
- В процессе работы группы могут обмениваться учебными достижениями, для чего используется техника организации групп с переменным составом. Работая в разных группах, учащиеся получают различные сведения и формируют различные навыки.
Для экономии времени на уроке учитель может заранее определить тему учебной консультации, предусмотреть список основных и дополнительных источников для самостоятельной работы, а также сформулировать план подготовки к уроку, подобрать необходимые задания и упражнения, которые необходимо выполнить учащимся. В этом случае на уроке организуется обсуждение результатов самостоятельной работы, оценивается степень знакомства с источниками, глубина проработки теории, правильность и рациональность выполнения заданий.
Консультации могут организовываться и в период каникул для интенсивной подготовки к экзаменам, отработки конкретных навыков или норм. В этом случае консультации носят практический характер и больше соответствуют дидактической модели тренинга.
При подготовке к уроку-консультации учитель должен опираться на следующие принципы:
- Использование актуальных сведений и практических навыков при отборе учебного материала для консультации.
- Чередование теории и практики.
- Организация и руководство самостоятельной работой учащихся.
- Грамотное распределение полей в учебных группах, организация совместной работы для успешного взамообучения.
- Включение консультаций в сопутствующее повторение и обобщение сведений по предмету.
- Использование различных форм наглядности и обобщения учебного материала.
- Фиксация ошибок, их исправление и объяснение, а также профилактика из возникновения за счет расстановки акцентов на наиболее сложных моментах выполнения заданий.
- Наличие обязательного контроля учебной деятельности и самостоятельной работы на уроке со стороны учителя.
- Получение регулярной обратной связи от учащихся о качестве консультации, ее пользе и методах улучшения.
Урок-консультация по русскому языку является эффективным средством индивидуального языкового развития старшеклассника, поэтому может использоваться в работе с учащимися 10-11 классов.