Упражнение по русскому языку как жанровая форма педагогического дискурса
Интерес современной лингвистики к дискурсивным практикам связан со стремлением изучать речевое сообщение (текст) без отрыва от условий коммуникативной ситуации, которая его породила и в которой он функционирует. В связи с этим лингвисты исследуют различные типы дискурса, выделяя в них характерные жанровые формы и особенности протекания речевой деятельности и коммуникации.
Педагогический дискурс представляет собой особый тип коммуникативной практики, который охватывает сферу педагогического общения.
Существует множество работ, посвященных педагогическому дискурсу, в которых анализируются его особенности и специфические черты. Следует отметить, что, помимо анализа речевого поведения участников педагогического дискурса, продуктивным является исследование его жанровых форм и их коммуникативных возможностей.
В педагогическом дискурсе особую роль играет упражнение, которое представляет собой речевое произведение, созданное с дидактическими (обучающими) целями.
Упражнение – это понятие, которое используется в дидактике и лингвометодике для обозначения как метода педагогической работы по формированию практических навыков применения теоретических сведений, так и совокупности заданий, представленных в определенной теме.
Однако упражнение (в частности, упражнение по русскому языку) представляет собой жанровую форму педагогического дискурса, для которой характерны свои коммуникативно-речевые особенности, обусловленные жанровой природой этого речевого сообщения и спецификой педагогической коммуникации в целом.
Коммуникативная цель упражнения по русскому языку состоит в стимулировании учебно-практической деятельности учащегося, направленной на решение учебной задачи или выполнении тренировочного учебного действия для автоматизации языковых (или речевых) умений.
Коммуникативная цель определяет и образ адресанта (автора сообщения): это максимально обобщенный образ автора учебно-методического комплекса. Иногда авторы прибегают к игровым приема подачи информации в учебнике, поэтому упражнение может иметь вымышленного адресанта, например, литературного персонажа, который предлагает учащимся выполнить задание от своего лица.
Образ адресата формируется с помощью языковых маркеров, используемых в тексте упражнения при описании задания. Например: «перепишите текст», «вставьте пропущенные буквы», «раскройте скобки», «заполните таблицу», «ответьте на вопросы», «напишите изложение» и проч. Для обозначения учебных действий, которые следует выполнить адресату, используются глаголы в повелительном наклонении. Это подчеркивает, что у упражнения есть широкий круг адресатов, в который входят все учащиеся, использующие данный учебник.
Структурно-композиционные и коммуникативно-речевые особенности жанра упражнения
Композиционные особенности упражнения по русскому языку как жанра носят типовой характер. Как правило, упражнение состоит из нескольких компонентов:
- Описательная часть, предваряющая текст задания. В ней содержится краткое сообщение о целях задания, ставится учебная задача («перепишите», «вставьте пропущенные буквы», «подчеркните», «обозначьте» и проч.), а также содержится краткая инструкция для учащегося по выполнению задания.
- Эталонная часть, представляющая собой образец выполнения задания. Эта часть является факультативной и присутствует не во всех заданиях.
- Учебно-тренировочная часть, включающая учебное задание. В качестве задания может выступать фрагмент текста, отдельные предложения, словосочетания, слова с пропущенными буквами, таблица с текстовым материалом, схема и проч.
- Рефлексивно-оценочная часть, которая ориентирует учеников на определение уровня трудности выполнения задания. Данная часть необязательно присутствует в каждом задании, однако учитель старается включить ее в структуру упражнения, если она отсутствует в учебнике или сборнике заданий.
Упражнение по русскому языку как жанр представлено не только типовыми заданиями из учебника. К разновидностям этого жанра можно отнести такие виды упражнений, как диктант, изложение и сочинение, у которых есть своя структура и особенности использования в педагогическом дискурсе.
Следует отметить, что упражнение как жанровая форма педагогического дискурса, отличается следующими коммуникативно-речевыми особенностями:
- Создается в научно-учебном подстиле, поэтому включает специальную терминологию и учебно-научную лексику.
- Носит инструктивно-предписывающий характер, поэтому отличается чекой структурой, логичностью и последовательностью изложения материала. В тексте упражнения используются глаголы в повелительном наклонении для номинации действий, которые необходимо выполнить учащимся для решения учебной задачи.
- Характеризуется практической направленностью и подчиненностью решению конкретной учебной задачи. Текст упражнения ценен не сам по себе, а как тренировочный комплекс, созданный для отработки определенных учебных умений и навыков.
- Содержит не только обучающие, но и развивающие компоненты. Так, текст задания к упражнению нацелен на формирование навыков определения сути учебной задачи, формулирования последовательности действий по их решению. Дополнительные задания к упражнения могут содержать задания на развитие интеллектуальных способностей (например, анализировать, сравнивать, обобщать), коммуникативных (высказывать и обосновывать свою точку зрения) и проч.
Таким образом, упражнение по русскому языку как жанровая форма педагогического дискурса выступает важным компонентом учебно-познавательной деятельности и способствует организации педагогической коммуникации.