Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ударение в русском языке

Из истории изучения русского ударения

Нормы акцентологии, то есть правильной расстановки ударения в лексемах и словоформах, формировались постепенно. Основой их стало взаимодействие и взаимовлияние произносительных особенностей разных территориальных языковых образований, социолектов и стилей языка. Этим обусловлено наличие в русском языке вариантов в постановке ударения, функционирующих в виде устаревшего и современного. Например, в отрывке из романа «Евгений Онегин» читаем: «Кто чувствовал, того тревожит / Призрак невозвратимых дней». Слово «призрАк» произносит с ударением на втором слоге – это хронологически более ранний и старший вариант, вытесненный современным – «прИзрак». Процессы смены акцентологических норм – сложное явление, которое невозможно зафиксировать на относительно коротком временном промежутке.

При этом русский язык как развивающееся явление в древности пережил более масштабный процесс трансформации своей акцентологической системы. Известно, что современное русское ударение является силовым, однако древняя система ударения была основана на политонии: ударение было музыкальным, а ударные слоги различались высотой тона. При этом ударение на современном этапе сохранило свое свободное положение в слове, хотя в некоторых языках славянской группы (в польском, словацком или чешском) оно утратило подвижность.

У истоков изучения акцентологии стоял М. В. Ломоносов, зафиксировавший в своих грамматических трудах основные его особенности. Вопросам акцентологии уделяли внимание М. Г. Смотрицкий, Н. И. Греч, А. Х. Востоков в своих грамматиках. Теоретическое обоснование вопросы ударения и правильного произношения получили в XX веке в трудах Р. И. Аванесова.

Ударение в русском языке

Определение 1

Ударение – это интонационная составляющая речи, связанная с акцентированием (выделением) слога в лексеме.

«Ударение в русском языке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Акцентировка ударного компонента происходит либо с помощью силы голоса, либо через изменение тона и высоты звучания. Для нашего языка характерен первый тип акцентировки – силовой.

Особенности ударения в русском языке обусловлены его характеристиками:

  1. Силовой характер: в нашем языке отсутствуют долгие и краткие гласные в смыслоразличительной функции, противопоставления по высоте тона также не имеют смыслоразличительного значения, поэтому основой для создания интонационного рисунка слова является силовое акцентирование ударного слога.
  2. Подвижность, обусловленная тем, что в пределах разных форм одной лексемы наблюдается смещение ударения: пОнял – понялА, жИли – жилА, гУбы – губЫ.
  3. Разноместность, предполагающая свободное размещение ударения на любом слоге. Иногда в сложных словах существует основное и дополнительное ударение (например: вЫпукло-вОгнутый, мАлокомплЕктный, ОстроУхий).
  4. Преимущественно присуще полнозначным словам. В разговорной речи мы наблюдаем явление, при котором предлоги, союзы, частицы теряют свою самостоятельность как фонетические единицы и примыкают к полнозначным лексемам, образуя единое фонетическое целое: [нъ-гар’э], [в-абн‘имку] (на горе, в обнимку).

Ударение, как правило, выполняет смыслоразличительную и грамматическую функции. Например, в случаях с лексемами «зАмок» / «замОк», «Отзыв / отзЫв» ударение помогает различать их значение вне контекста. В формах «гУбы – губЫ», «рУки – рукИ» ударение выполняет функцию противопоставления форм слова, помогая дифференцировать словоформы.

Ударение и культура речи

Применительно к культуре речи ударение рассматривается в акцентологии – особом разделе, который изучает теоретические основы произношения. В ведении акцентологии находятся вопросы, связанные с нормативной постановкой ударения, то есть акцентологические нормы.

Для русской акцентологии характерна объективная сложность, обусловленная разноместностью, подвижностью и свободой ударения. Большинство слов, представляющих трудности в плане произношения, необходимо запоминать. Также следует учитывать колебания в постановке ударения, которые рождают акцентологические варианты. Проблема существования акцентологических вариантов связана с рядом их особенностей:

  1. Выделяют варианты в пределах акцентологической нормы: твОрог – творОг, Иконопись – иконопИсь.
  2. Существуют варианты, которые характеризуются как нормативный и ненормативный (разговорный, профессиональный): звонИшь – звОнишь, хвОя – хвоЯ, мизЕрный – мИзерный, Искра – искрА, возбужденО – возбУждено.
  3. Выделяются варианты, сосуществующие как устаревший и современный варианты: призрАк – прИзрак, эпигрАф – эпИграф.

При возникновении трудностей с определением нормативности того или иного акцентологического варианта необходимо обращаться к орфоэпическим словарям, где можно ознакомиться с нормативным образцом произношения.

Правильная акцентировка является показателем высокой речевой культуры и грамотности. Ненормативные произносительные варианты в официально-деловой коммуникации (дОговор, ходатАйство, обеспечЕние) свидетельствуют о низкой речевой культуре коммуникантов. Недопустимо искажение литературного произношения в научной и научно-учебной речи, в языке радио и телевидения, поскольку данные источники воспринимаются как образцовые. Между тем в последние годы в речи телеведущих наблюдаются акцентологические ошибки, вызванные незнанием норм ударения русского языка. Поэтому надежным источником нормативности по-прежнему остаются словари и справочники по культуре речи.

Дата последнего обновления статьи: 05.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot