Учебный устный ответ как речевой жанр
В обучении русскому языку в школе недостаточное внимание уделяется развитию устной речи учащихся, хотя навыки монологической речи востребованы не только в курсе языкового образования, но и в процессе изучения других дисциплин. Практически на каждом учебном занятии школьник сталкивается с необходимостью составлять развернутые устные ответы по теме, поэтому ему необходимо владеть пониманием того, каковы особенности устного ответа как жанра речевой коммуникации, а также навыками его подготовки.
Учебный устный ответ – это разновидность жанра учебно-научной речи, который представляет собой последовательное изложение какой-либо темы.
В отличие от спонтанных монологов, которые учащиеся произносят в рамках бытового общения, учебный ответ является подготовленным сообщением, поэтому он отличается большей строгостью, четкой композиционной структурой, правильностью речи, отсутствием ошибок и неточностей, которыми изобилует устная речь. В процессе подготовки к устному учебному ответу школьник опирается на теоретический материал параграфа, поэтому базой для этого жанра является научный стиль речи. Задача ученика - произвести обработку письменной речи, преобразовав ее в устное сообщение, сохраняющее черты научно-учебного подстиля.
Таким образом, устный учебный ответ как речевой жанр характеризуется единством коммуникативной цели, образа автора и адресата, а также языкового оформления и композиции.
Структура и языковые особенности учебного устного ответа
Коммуникативная цель учебного устного ответа состоит в том, чтобы донести до адресата (педагога, одноклассников) научную точку зрения на какое-то событие или факт.
Образ автора в таком сообщении предельно обобщен, лишен индивидуальных черт, что делает изложение максимально объективным. Образ адресата для данного речевого жанра формируется как коллективный. Это значит, что учебный ответ адресован не конкретному слушателю, а всем присутствующим в аудитории, рассчитан на их восприятие и оценку в рамках системы общих знаний, которыми владеют адресант и их адресат.
Композиция устного ответа, как и развернутого письменного высказывания, как правило, включает три части:
- Вступление, в котором адресант кратко характеризует предмет своего выступления, отмечает его актуальность или значимость для понимания всей темы в целом.
- В основной части дается ответ на вопрос, сопровождающийся аргументами в виде примеров, ссылок на источники или опыты, а также на собственные жизненные наблюдения. Особенностью основной части устного ответа является то, что он может быть представлен как последовательное изложение какой-либо научной теории, хода эксперимента или его результатов, пересказом событийной части источника.
- В заключение своего выступления говорящий подводит итоги, делает выводы.
Таким образом, устный ответ воспроизводит структуру рассуждения и оформляется в соответствии с законами данного типа речи.
Языковые особенности устного ответа базируются на общих требованиях к текстам научно-учебного подстиля:
- Лаконизм и точность речи, обеспечивающая я употреблением терминов и специальной лексики.
- Доступность изложения, которая связана с правильным построением предложений, из частей для выражения мыслей.
- Связность, обеспечивающаяся смысловым единством и грамматической оформленностью высказывания в соответствии с правилами и нормами литературного языка.
- В устном ответе недопустимо использование разговорной или просторечное лексики, слов и выражений жаргонного происхождения, сленга и проч.
- Предъявляются повышенные требования к орфоэпической стороне речи: учащийся обязан соблюдать нормы ударения и произношения, четко артикулировать звуки, правильно интонировать высказывание, делая смысловое ударение на важных для понимания сути высказывания словах и словосочетаниях. Кроме этого, необходимо избегать слов и звуков-паразитов, нефонологических вставок, удлинения конечных открытых слогов и проч.
В процессе обучения устному ответу на занятиях ведущая роль принадлежит урокам русского языка и литературы, поэтому учитель-словесник должен использовать приемы, позволяющие развить навыки устной монологической речи:
- Составление плана ответа (подробного либо тезисного).
- Ознакомление с критериями оценки ответа.
- Рецензирование ответов учащихся.
- Риторические турниры, дебаты с использованием конкурсов на демонстрацию навыков монологической речи.
- «Живая газета»: группа учащихся подготавливает несколько устных сообщений на тему / на разные темы.
- Проекты и доклады, которые необходимо защищать в устном выступлении.
В процессе подготовки устного ответа у учащихся необходимо развивать навыки наблюдения за своей речью, чтобы минимизировать количество ошибок, а также приучить их совершенствовать свои высказывания.