Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Трудности разграничения членимых и нечленимых сочетаний

Членимые и нечленимые сочетания: понятие и изучение в школьном курсе языкознания

В методике преподавания русского языка в школе существует проблема развития синтаксических умений, которые связаны с навыками классификации членов предложения, опознания их на основе функции и семантики, реализуемой в предложении. При этом нередко при обучении синтаксическому разбору предложения учащиеся усваивают формальный подход к выделению членов предложения без учета семантики тех или иных его компонентов, что приводит в дальнейшем к ошибкам в разборе, когда необходимо установить синтаксический статус фразеологизма или нечленимого сочетания.

Традиционно в методике преподавания русского языка формированию навыков разграничения членимых и нечленимых сочетаний уделяется незначительное внимание при изучении темы «Словосочетания и их типы», что в дальнейшем обусловливает определенные трудности при анализе компонентов предложения. Например, анализируя состав предложения «Кто-то из жильцов выглянул во двор» учащиеся ошибочно выделяют в качестве подлежащего местоимение "кто-то", не учитывая цельный смысловой характер сочетания «кто-то из жильцов» с ограничительно-выделительным значением.

Более значимой эта проблема становится тогда, когда учащиеся сталкиваются с понятием составного сказуемого. Иногда непонимание принципов организации цельных словосочетаний мешает учащимся усвоить составные именные сказуемые, которые представляют собой цельные сочетания. Например: Символ является образом с множеством значений. Фонема выступает как абстрактная единица языковой системы. В лингвистике предмет рассматривается в широком значении.

Указанные трудности обусловливают важность развития умений разграничивать членимые и нечленимые сочетания, что включает умения определять тип сочетания, анализировать его структуру, а также характер значения, образованного сочетанием слов.

Определение 1

Членимые сочетания представляют собой такие сочетания слов, которые свободны в структурно-семантическом аспекте, поэтому в предложении они выступают как самостоятельные компоненты.

Например: В сосновом лесу хорошо дышится после дождя. На улице ветрено и сыро осенью. Под кроватью обнаружился старый башмак.

«Трудности разграничения членимых и нечленимых сочетаний» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 2

Нечленимые сочетания выступают как связанные в структурном и семантическом аспектах, что препятствует их разграничению без нарушения смысловой цельности.

В предложении цельные словосочетания функционируют как один член предложения в зависимости от его синтаксической функции, выступая как подлежащее, сказуемое или же один из второстепенных членов предложения.

Трудности разграничения членимых и нечленимых сочетаний

Определение 3

Трудности при усвоении цельных сочетаний представляют собой учебные затруднения в их опознании в предложении, обусловленные разными причинами.

Как правило, основная причина затруднений, возникающих при выделении нечленимых сочетаний, заключается в том, что учащиеся не знают или слабо знакомы с их типами и значением. Поэтому задача учителя при знакомстве с нечленимыми сочетаниями заключается в том, чтобы вооружить учащихся сведениями, касающимися типологии и семантики нечленимых словосочетаний. К основным типам относят:

  1. Сочетания с количественной семантикой: Пять братьев отправились вчера в поход. Семь тетрадей в клетку мы уже приобрели в этом магазине. Несколько подарков остались без присмотра и были украдены. Пара перчаток лежит на трюмо. Немало испытаний выпало на долю нашего народа.
  2. Сочетания с семантикой выделения, ограничения: Часть денег была отложена на будущее. Кто-то из студентов занял активную гражданскую позицию. Группа геологов отправилась на разведку. Что-то из этой груды металла может пригодится.
  3. Устойчивые сочетания терминологического значения: В этот момент происходит термоядерная реакция. Имя прилагательное склоняется по особому типу склонения. Серебряный век стал уникальным феноменом в русском искусстве.
  4. Инфинитивные сочетания, равные по функционалу и семантике сказуемым: Я не окажу помощи этим людям. Руководство выразило благодарность сотрудникам предприятия. Я испытал страх перед ним.
  5. Сочетания фразеологического характера: Я всегда был в каждой компании белой вороной. Твои заботы яйца выеденного не стоят. После дождичка в четверг ты туда поедешь.

Знание типов нечленимых сочетаний помогает учащимся более уверенно чувствовать себя при анализе предложения и тех его компонентов, которые обладают цельной семантикой. Однако не всегда вопрос о статусе того или иного сочетания может быть решен однозначно. Это касается, например, метафорических сочетаний, которые образуют тесные в смысловом отношении единства. Рассмотрим предложение: В саду горит костер рябины красной (С. Есенин). При выделении в этом предложении грамматической основы учащиеся сталкиваются с дилеммой: выделять в качестве подлежащего метафору «костер рябины» или только существительное «костер» (при этом «рябины красной» - определение). В данном случае целесообразно выделить в качестве подлежащего слово «костер»: костер горит, поскольку метафора, созданная поэтом, носит индивидуально-авторский, случайный характер и не является нечленимым сочетанием.

Таким образом, при изучении нечленимых и членимых сочетаний внимание учащихся должно быть сосредоточено на нескольких аспектах:

  1. Структурная организация сочетания, степень формат ной слитности компонентов, входящих в его состав.
  2. Семантика сочетания и характер выражаемого им значения.
  3. Устойчивость и воспроизводимость сочетания в речи.
  4. Наличие переносной семантики, функционирование сочетания в качестве тропа.

Изучение нечленимых сочетаний, организованное методически грамотным образом, способствует развитию навыков работы с предложением и выделением его компонентов.

Дата последнего обновления статьи: 11.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot