Жанр-пресс релиза: понятие и особенности
Ведущий жанр в PR-коммуникации – пресс-релиз. Первоначально жанр зародился в недрах журналистки. Пресс-релизы выступали как информационные бюллетени о событиях, распространявшиеся среди сотрудников СМИ. Происхождение пресс-релиза как жанра определят его коммуникативную прагматику и сегодня, поскольку пресс-релиз выступает в функции информирования прессы о событиях и мероприятиях компаний и организаций.
Пресс-релиз представляет собой устойчивый информационный жанр, коммуникативная цель которого связана с донесением информации о предстоящих событиях и мероприятиях, готовящихся в компании, до представителей СМИ.
Пресс-релиз отличается не только информативным характером, но и определенной иллокутивной силой, поскольку не только содержит сообщение, но и информационный посыл к аудитории действовать определенным образом. В PR-коммуникации пресс-релиз предстает как жанр, отличающийся оперативностью информирования прессы о событиях, а также средством формирования и развития имиджа компании в глазах общественности. Это также форма обратной связи с представителями массовой аудитории, позволяющая эффективно и кратко информировать о делах компании.
На основании сказанного можно сделать вывод, что пресс-релиз как жанр отличается следующими характерными параметрами:
- Ориентация на массового адресата и, как следствие, доступность и высокая информативность.
- Актуальность и соответствие текущей повестке дня.
- Оперативность создания и распространения среди адресатов.
- Функционально-прагматический характер.
- Краткость и лаконизм формы.
- Достоверность и объективность сообщаемой информации.
Трансформация жанра пресс-релиза в современном медиапространстве
Изменение жанра пресс-релиза обусловлено тем, что он стал функционировать в интернет-дискурсе и оказался доступен широкому кругу читателей, а не только представителям СМИ. В настоящее время пресс-релиз, распространяемый через Интернет, адресован коллективному читателю, что предъявляет к ним требования доступности для широкого читателя.
Хотя тексты пресс-релизов создаются как доступные всем, кто имеет выход в Интернет, однако они создаются в расчете на тот круг читателей, который проявляет интерес к деятельности компании. Например, пресс-релизами спортивных клубов интересуются преимущественно болельщики, а пресс-релизы библиотек находят отклик у их читателей. Так пресс-релиз приобретает определенную персонификацию, связанную с примерным определением круга его адресатов. Кроме этого, для правильного понимания и восприятия пресс-релиза, как правило, необходимы хотя бы минимальные фоновые знания, связанные с деятельностью компании. Например, для пресс-релиза спортивного клуба к ним будут относиться знания о составе команд, их месте в рейтинге, знание спортивной терминологии. Для пресс-релиза библиотеки фоновыми знаниями выступают сведения о функционирующих на ее базе объединениях читателей, проводимых мероприятиях, формате их проведения, целях и задачах встреч с читателями и проч.
Поскольку пресс-релиз предстает как системный жанр, трансформация одного или нескольких его жанрообразующих признаков ведет к изменению структуры текста. Традиционный пресс-релиз имеет композицию по принципу «перевернутой пирамиды». Это значит, что квинтэссенция информации выдается в самом начале сообщения в виде лаконичной информативной фразы, которая сообщает о названии мероприятия, цели, месте и времени его проведения. Последующий текст информационного сообщения служит для раскрытия этих сведений и является в смысловом отношении менее важным и вспомогательным. Пресс-релизы, создаваемые в интернете как информационные сообщения, могут отличаться по своим композиционным особенностям от классической структуры пресс-релиза. Так, здесь требование «перевернутой пирамиды» не всегда соблюдается. Тексты пресс-релизов могут быть написаны в другой форме, например, в форме заметки о предстоящем событии, объявления, рассказа и проч.
Анализ пресс-релизов в интернет-дискурсе свидетельствует о том, что текстообразующие стратегии, применяемые при написании пресс-релизов, касаются двух аспектов:
- Повтора и конкретизации информации, заявленной в первом абзаце («лид» пресс-релиза).
- Расширения информации в последующем тексте.
В первую очередь, это сказывается на соотношении заголовка информационного сообщения и лид-абзаца. так, заголовок может содержать сжатое информирование о событии, а лид конкретизировать это сообщение посредством введения дополнительных деталей. Например, этой цели могут служить указание на источник сообщения, место мероприятия в системе других событий компании, количество участников, сведения о приглашенных гостях и проч.
Таким образом, жанр пресс-релиза, функционируя как в печатных СМИ, так и в Интернете, становится основным средством информирования о событиях и ситуациях, что влияет на его строение и композиционно-речевые особенности.