Типологическое описание текстов в медиалингвистике: основные параметры
Построение типологии медиатекстов, которые функционируют в сфере медиалингвистики, связано с исследованием характерных особенностей медиатекстов и выделением параметров для их обобщенного описания. Поскольку медиажанры не существуют вне речевого континуума, их изучение базируется на двух принципах:
- Исследование медиажанров в аспекте общей типологии речевых жанров.
- Рассмотрение жанров медиадискурса на основе традиционной системы жанров, характерных для журналистики.
Первый подход предполагает выделение значимых признаков жанров медиадискурса в аспекте дихотомий «речь устная / речь письменная», «монологическая / диалогическая речь». Что касается жанровой системы журналистского дискурса, то здесь на первый план выходит изучение структурно-композиционных и коммуникативно-прагматических особенностей медиажанров. Необходимость использование достаточно обширного числа параметров для построения типологии обусловлено сложностью медиадискурса и его жанров.
Рассмотрим характерные параметры, определяющие специфику медиажанров:
- Способ создания текста в медиадискурсе, который включает авторство сообщения (текста).
- Способ воспроизведения речи (устная / письменная коммуникация).
- Коммуникационный канал, по которому распространяется сообщение.
- Функционально-жанровые особенности текста, определяющие его тип.
- Тематическая доминанта текста, определяющая его отношение к той или иной сфере (политика, экономика, спорт, культур аи проч.).
Анализ критериев построения типологии медиажанров
Для медиадискурса чрезвычайно важен способ создания текста и категория авторства. Среди текстов разных медиажанров современной массовой коммуникации встречаются те, которые имеют авторскую природу, а есть те, которые созданы коллегиальным автором, например, информационным агентством или бюро, службой новостей, радиостанцией или командой электронных СМИ. Конечно, и коллегиальные тексты имеют конкретного автора, однако он не выступает как адресант сообщения персонального от своего лица. Как правило, такие сообщения (например, новостные тексты, репортажи) имеют коллективного адресанта и создаются от лица всей информационной структуры.
При разработке типологии медиажанров важно также учитывать и параметр способа воспроизведения речи, то есть бытования жанра в устной или письменной форме коммуникации. При этом следуют отметить, что для медиажанров релевантным становится противопоставление способа создания текста и способа его воспроизведения. Так, все тексты медиадискурса создаются как тексты письменные, но большая часть из них (например, новости, репортажи, аналитические обзоры) функционируют в устной форме. Наоборот, интервью или комментарий эксперта создается как устный текст, а затем приобретает письменную форму. В результате в сфере массмедиа наблюдается взаимопроникновение устно-разговорной и книжно-письменной форм речи, что сказывается на коммуникативно-речевых особенностях жанров.
Канал распространения информации, то есть тип СМИ, также имеет значение для определения жанровых особенностей и формата текста медиадискурса. Один и тот же жанр (например, репортаж) по-разному освещается печатных СМИ, на радио или телевидении. Особыми свойствами обладают жанры медиадискурса в сфере Интернет-коммуникации, где появляется возможность использовать комментарий пользователя как форму «обратной связи», показывающую реакцию адресата на сообщение.
Функционально-жанровый аспект рассмотрения текстов медиадискурса также оказывается продуктивным при построении типологии жанров, так как учитывает принцип динамической подвижности жанровых форм в современной коммуникации. Так, функциональный аспект рассмотрения медиажанров позволяет учитывать их функционально-целевое предназначение, которое коррелирует с традиционными типологическими особенностями медиажанра, определяемыми традициями. Например, в медиасфере появляются гибридные жанры (реклама с функциями новостного сообщения), поэтому учет их функциональной специфики позволяет определять типологические черты жанра более полно с учетом особенностей его коммуникативной прагматики.
Применение тематического параметра при построении типологии медиажанра определяет его принадлежность к тому или иному тематическому дискурсу (или медиатопику), что также определяет коммуникативные и речевые особенности жанрового образования. Так, для текстов политического медиадискурса характерно использование метафор как когнитивных инструментов формирования определенной политической картины реальности у адресата.
Таким образом, учет всех параметров позволяет построить более полную типологию медиажанров в аспекте следующих критериев:
- Авторские и коллегиальные медиажанры.
- Устные и письменные жанры массовой коммуникации.
- Жанры, характерные для печатных СМИ, Интернет-дискурса, а также радио и телевидения.
- Функционально-жанровые разновидности текстов медиа (например, жанр интервью на телевидении и в печатных СМИ).
- Тематические разновидности медиажанров, создаваемые в определенном медиатопике (жанры политического, экономического, культурного, спортивного медиадискурса).
Поскольку медиадискурс является подвижной и развивающейся сферой массовой коммуникации, вопросы его типологии остаются дискуссионной проблемой в медиалингвистике.