Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Типологическое описание текстов в медиалингвистике

Типологическое описание текстов в медиалингвистике: основные параметры

Построение типологии медиатекстов, которые функционируют в сфере медиалингвистики, связано с исследованием характерных особенностей медиатекстов и выделением параметров для их обобщенного описания. Поскольку медиажанры не существуют вне речевого континуума, их изучение базируется на двух принципах:

  1. Исследование медиажанров в аспекте общей типологии речевых жанров.
  2. Рассмотрение жанров медиадискурса на основе традиционной системы жанров, характерных для журналистики.

Первый подход предполагает выделение значимых признаков жанров медиадискурса в аспекте дихотомий «речь устная / речь письменная», «монологическая / диалогическая речь». Что касается жанровой системы журналистского дискурса, то здесь на первый план выходит изучение структурно-композиционных и коммуникативно-прагматических особенностей медиажанров. Необходимость использование достаточно обширного числа параметров для построения типологии обусловлено сложностью медиадискурса и его жанров.

Рассмотрим характерные параметры, определяющие специфику медиажанров:

  1. Способ создания текста в медиадискурсе, который включает авторство сообщения (текста).
  2. Способ воспроизведения речи (устная / письменная коммуникация).
  3. Коммуникационный канал, по которому распространяется сообщение.
  4. Функционально-жанровые особенности текста, определяющие его тип.
  5. Тематическая доминанта текста, определяющая его отношение к той или иной сфере (политика, экономика, спорт, культур аи проч.).

Анализ критериев построения типологии медиажанров

Для медиадискурса чрезвычайно важен способ создания текста и категория авторства. Среди текстов разных медиажанров современной массовой коммуникации встречаются те, которые имеют авторскую природу, а есть те, которые созданы коллегиальным автором, например, информационным агентством или бюро, службой новостей, радиостанцией или командой электронных СМИ. Конечно, и коллегиальные тексты имеют конкретного автора, однако он не выступает как адресант сообщения персонального от своего лица. Как правило, такие сообщения (например, новостные тексты, репортажи) имеют коллективного адресанта и создаются от лица всей информационной структуры.

«Типологическое описание текстов в медиалингвистике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При разработке типологии медиажанров важно также учитывать и параметр способа воспроизведения речи, то есть бытования жанра в устной или письменной форме коммуникации. При этом следуют отметить, что для медиажанров релевантным становится противопоставление способа создания текста и способа его воспроизведения. Так, все тексты медиадискурса создаются как тексты письменные, но большая часть из них (например, новости, репортажи, аналитические обзоры) функционируют в устной форме. Наоборот, интервью или комментарий эксперта создается как устный текст, а затем приобретает письменную форму. В результате в сфере массмедиа наблюдается взаимопроникновение устно-разговорной и книжно-письменной форм речи, что сказывается на коммуникативно-речевых особенностях жанров.

Канал распространения информации, то есть тип СМИ, также имеет значение для определения жанровых особенностей и формата текста медиадискурса. Один и тот же жанр (например, репортаж) по-разному освещается печатных СМИ, на радио или телевидении. Особыми свойствами обладают жанры медиадискурса в сфере Интернет-коммуникации, где появляется возможность использовать комментарий пользователя как форму «обратной связи», показывающую реакцию адресата на сообщение.

Функционально-жанровый аспект рассмотрения текстов медиадискурса также оказывается продуктивным при построении типологии жанров, так как учитывает принцип динамической подвижности жанровых форм в современной коммуникации. Так, функциональный аспект рассмотрения медиажанров позволяет учитывать их функционально-целевое предназначение, которое коррелирует с традиционными типологическими особенностями медиажанра, определяемыми традициями. Например, в медиасфере появляются гибридные жанры (реклама с функциями новостного сообщения), поэтому учет их функциональной специфики позволяет определять типологические черты жанра более полно с учетом особенностей его коммуникативной прагматики.

Применение тематического параметра при построении типологии медиажанра определяет его принадлежность к тому или иному тематическому дискурсу (или медиатопику), что также определяет коммуникативные и речевые особенности жанрового образования. Так, для текстов политического медиадискурса характерно использование метафор как когнитивных инструментов формирования определенной политической картины реальности у адресата.

Таким образом, учет всех параметров позволяет построить более полную типологию медиажанров в аспекте следующих критериев:

  1. Авторские и коллегиальные медиажанры.
  2. Устные и письменные жанры массовой коммуникации.
  3. Жанры, характерные для печатных СМИ, Интернет-дискурса, а также радио и телевидения.
  4. Функционально-жанровые разновидности текстов медиа (например, жанр интервью на телевидении и в печатных СМИ).
  5. Тематические разновидности медиажанров, создаваемые в определенном медиатопике (жанры политического, экономического, культурного, спортивного медиадискурса).

Поскольку медиадискурс является подвижной и развивающейся сферой массовой коммуникации, вопросы его типологии остаются дискуссионной проблемой в медиалингвистике.

Дата последнего обновления статьи: 09.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot