Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория речевых актов и анализ коммуникации

Теория речевых актов как метод исследования коммуникации

Замечание 1

Когда в лингвистике XX века возник интерес к исследованию разговорной речи, появились пере представления об элементарных ее единицах – речевых актов, которые оформились в теорию речевых актов. У истоков данного направления стояли Дж. Остин И Дж. Серль.

Определение 1

Суть теории коммуникативных актов заключается в том, что в основе общения лежит действие, вернее, совокупность действий, обусловленных интенцией говорящего.

Речевой акт, несмотря на свое «элементарное» положение относительно коммуникации в целом, имеет сложную структуру, в которой выделяются следующие аспекты:

  1. Локутивный акт, понимаемый как процесс речепорождения, продуцирования высказывания. При этом следует отметить, что в понятие локутивного акта входит не только произнесение (артикуляция), но и собственно создание речевого произведения (высказывания), обладающего определенной пропозициональной отнесенностью.
  2. Иллокутивный акт, подразумевающий речевое намерение говорящего, его стремление говорить, чтобы быть понятым собеседником. Сюда же относиться и другие составляющие: цель, в соответствии с которой осуществляется речевое намерение говорящего, способ ее достижения, условия, при которых общения будет успешным и эффективным и так далее.
  3. Перлокутивный акт, суть которого заключается в речевом воздействии, достигаемом при помощи реализации иллокутивной цели. Перлокуция шире простого понимания значения высказывания. Например, сообщая, что на улице плохая погода, адресант не просто информирует собеседника о факте внеязыковой действительности. Это высказывание может содержать оценку факта или предупреждение, что необходимо остаться дома или одеться теплее.
«Теория речевых актов и анализ коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Исследуя коммуникацию с опорой на теорию речевых актов, исследователь выделяет в ней элементарные единицы, выделяя их иллокутивные цели и перлокутивный эффект, определяя их тип и роль в коммуникации в целом. Это образец «атомарного» подхода к изучению коммуникации, когда исследователя интересует механизмы порождения сообщения и его восприятия

Теория речевых актов и анализ коммуникации: аспект применения

Теория речевых актов, хотя и претендовала на роль методологии изучения разговорной речи, все же имеет и ряд недостатков, которые обусловлены тем, что в ней не учитывается специфика коммуникации как процесса взаимодействия. Речевой акт в коммуникации рассматривается изолированно, обособленно от других речевых актов, это ментальный конструкт, некий «идеальный» образец высказывания, в котором заложена его способность быть единицей коммуникацией и определенным образом восприниматься собеседником. При этом реальные процессы взаимодействия субъектов речевого общения практически не учитываются: собеседники здесь предстают с точки зрения набора их социальных ролей, а также психологических установок, опосредующих общение.

Другой проблемой при использовании этого метода при анализе языковой коммуникации становятся сложности с выделением в речевом потоке отдельных «речевых актов», а также с определением критериев, лежащих в основе их отождествления с той или иной языковой единицей. Например, при попытке отождествить речевой акт и предложение мы неизбежно столкнемся с ситуациями, в которых единицей коммуникации выступает группа предложений или же вовсе вербальный компонент отсутствует. Отсутствие четких критериев выделения речевых актов также делает этот аспект исследования произвольным, зависящим от индивидуальных предпочтений исследователя.

Другой сложностью выступает то, что попытка вычленить в коммуникации речевые акты, строго соотносимые с определенными типами речевого поведения, не учитывает специфику полифункциональности человеческой речи. Например, фраза «Кто желает чашку кофе?» в разных ситуациях может выступать и как вопрос к собеседникам, и как предложение, и как намек на то, что обед подходит к концу и гостям пора уходить.

Существенным «минусом» теории речевых актов является и пренебрежение контекстом при изучении коммуникации. Рассмотрение речевых актов как универсальных типов высказываний, обладающих абстрактной иллокутивной силой и перлокутивным эффектом, не учитывает тот факт, что в реальной коммуникации контекст общения является важнейшим фактором общения.

Несмотря на наличие некоторых недостатков теории речевых актов, она в несколько измененном виде применяется в современной лингвистике для анализа коммуникации. Во-первых, исследователи учитывают интерсубъектность дискурса, поэтому рассматривают речевые акты в структуре коммуникации не изолированно, а в их взаимосвязи. Во-вторых, лингвисты опираются на категорию контекста, в котором в реальной коммуникации существуют речевые высказывания, и анализируют их с опорой на знания о социокультурной ситуации коммуникации.

Это позволяет опираться на некоторые положения теории речевых актов, в частности, на понимание коммуникации как социального действия, имеющего прагматический характер.

Дата последнего обновления статьи: 22.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot