Авторский языковой курс: понятие, принципы, требования к созданию
Потребности языкового образования у разных групп обучающихся различны, поэтому возникает необходимость создания авторских курсов, предназначенных для обучения определенных категорий учеников.
Авторские языковые курсы представляют собой дидактические системы, направленные на формирование лингвистических компетенций и речевых умений с помощью использования специальных средств, форм и методов обучения.
Несмотря на различие целевой аудитории и содержания авторских языковых курсов, существуют общие принципы их создания:
- Мониторинг образовательных потребностей учеников.
- Определение методических принципов, лежащих в основе построения учебной программы курса.
- Формулировка целей и задач обучения.
- Отбор содержания обучения, необходимых форм, методов и средств реализации учебного процесса.
- Апробация учебной программы и ее корректировка.
- Разработка контрольно-оценочных материалов.
Общие принципы составления авторского курса опираются на ряд требований:
- индивидуализации и дифференциации обучения,
- комплексного характера обучения,
- сочетания необходимого уровня сложности и доступности учебного материала,
- использования современных информационных технологий и ресурсов.
Содержание авторского курса в значительной мере определяется потребностями аудитории, для которой он предназначен. В частности, по критерию содержания можно выделить следующие разновидности авторских курсов:
- Курсы ораторского мастерства и публичной речи.
- Курсы деловой коммуникации.
- Курсы по подготовке к государственной итоговой аттестации.
- Курсы изучения русского языка как иностранного.
- Курсы иностранных языков.
Технология создания авторского языкового курса
В основе технологии разработки языкового курса лежит система последовательных, научно и методически обоснованных действий, которые связаны с формированием дидактического содержания учебной программы.
Разработка авторских языковых курсов осуществляется на основе принципов и технологий, направленных на достижение конкретного образовательного результата. При этом общие положения касаются всех типов курсов:
- Определение целей и задач обучения на данном курсе, а также конкретных результатов обучения, которые должны быть достигнуты.
- Отбор содержания и учебно-дидактических материалов.
- Определение сроков освоения учебного материала.
- Создание контрольно-измерительных материалов в виде тестов, иных видов проверочных работ.
Особенностью авторского курса является индивидуальный подход к выбору содержания, форм и методов освоения знаний, поэтому он представляет особую методическую ценность. Авторский курс может быть основан на уникальной методике: например, методике повышения грамотности, развития речевых навыков, формирования умений писать сочинения разных жанров.
Создание курса предполагает его презентацию, то есть представление потенциальным слушателям. Презентация курсов происходит в личном и в дистанционном формате. Особой разновидностью курсов являются курсы-лекции, которые существуют в записи и не предполагают непосредственного общения преподавателя и учеников.
Интересный формат языковых курсов - это практико-ориентированные программы, направленные на развитие конкретных языковых навыков. К ним можно отнести курсы подготовки к экзаменам, обучения РКИ, обучения грамоте, коррекции письменной речи.
В процессе реализации курсов преподаватель должен получать обратную связь, отражающую информацию об успехах учеников и их продвижении в освоении учебного материала, а также возникающих трудностях. Эти сведения помогают улучшить содержание курса, сделать его более эффективным и целенаправленным.
Опираясь на указанные особенности создания авторских курсов, можно выделить основные этапы их создания:
- Подготовительный этап, включающий изучение особенностей рынка образовательных услуг и запросов потенциальных слушателей курсов.
- Определение целей и задач создания курса, прогнозирование его востребованности у определенной категории учеников.
- Выбор содержательной стороны учебного курса.
- Учебно-методическое обеспечение языкового курса.
- Определение формы осуществления учебной деятельности: очная, дистанционная, смешанная.
- Разработка и внедрение различных организационных форм проведения занятий для очного и дистанционного форматов преподавания.
- Анализ эффективности используемых педагогических технологий путем апробации его части на целевой аудитории (контрольной группе).
- Разработка системы маркетинговых мер, направленных на продвижение курса в среде потенциальных слушателей.
- Обеспечение информационной, методической и технической поддержки курса.
- Создание базы контрольных и оценочных ресурсов к каждому разделу курса и всему курсу в целом для мониторинга результатов учебной деятельности.
Таким образом, технология создания авторского языкового курса базируется на сочетании индивидуальных методических достижений педагога и знаниях закономерностей учебной деятельности и теоретических основ языкового обучения.