Публичное выступление, его сущность, цели и значение
В классической риторике вопросам развития навыков публичного выступления уделялось особое внимание. В частности, теория риторики разрабатывалась преимущественно для ее применения в практике красноречия.
В соответствии с риторическими канонами существует ряд этапов, нацеленных на подготовку и произнесение публичной речи:
- Первый этап, который предшествует коммуникативной фазе выступления, получил название инвенции. В ходе этого этапа говорящий должен определить тему своего высказывания, проанализировать имеющейся по ней материал, составить детальное представление о ее сути.
- Второй этап связан с подготовкой коммуникативной фазы: материал определенным образом структурируется, оформляются логические связи между частями выступления, и выстраивается его композиция. Он получил название диспозиции.
- Третий этап предполагает отбор того языкового содержания, с помощью которого говорящий желает выразить свои размышления. Иначе он называется элокуцией.
- Четвертый этап – мемория – акцентирует внимание на приемах и способах запоминания информации.
- Заключительный этап (акция) рассматривает вопросы произнесения речи на публике.
Как видно из риторической традиции, публичная речь – результат длительного процесса создания и произнесения речевого высказывания на определенную тему.
Публичная речь отличается актуальностью, информативностью, аргументированностью, логичностью и структурированностью, выразительностью и способностью оказывать влияние на поведение и сознание слушателей.
Технология подготовки текста для публичного выступления
В современной риторике также существует ряд техники, которые позволяют создавать эффективные тексты публичных речей.
Технология подготовки публичного выступления включает ряд этапов:
- Докоммуникативный.
- Коммуникативный.
- Посткоммуникативный.
Каждый из этапов соответствует определенным шагам в ходе подготовки публичного выступления.
На докоммуникативной фазе говорящий должен:
- Определить тему, цель и задачи своей речи.
- Оценить обстановку выступления, а также свою аудиторию.
- Создать текст выступления.
Это необходимо для того, чтобы соответствовать ожиданиям аудитории, заинтересовать ее свои сообщением, быть информативным и убедительным оратором. Ведущее качество речи – ее уместность, определяет эффективность сообщения и меру его воздействия на слушателя в той или иной обстановке общения.
Следующим этапом, помогающим перейти к коммуникативной фазе, становится подготовка текста сообщения. На этом этапе оратор реализует следующие задачи:
- Анализ источников и поиск материалов по теме.
- Продумывание композиции выступления.
- Отбор средств выражения, их стилистическая правка и редактирование.
Текст выступления должен соответствовать классической композиционной схеме: вступление – основная часть – заключение.
Во вступлении необходимо обосновать актуальность темы, заинтересовав ею слушателей и мотивировав их воспринимать текст сообщения. Здесь говорящий использует различные средства привлечения внимания аудитории: необычные факты, яркие иллюстрации, запоминающиеся примеры из жизни или художественных произведений, проблемные ситуации и проч.
Основная часть должна носить характер последовательно обоснования точки зрения оратора, поэтому целесообразно обращаться к приемам аргументации, привлекая данные науки, статистические сведения, примеры из общественной жизни, аналогии и другие виды обоснования своей позиции. Обычно аргументы располагают по принципу усиления их значимости. Если доказывается не один, а несколько самостоятельных тезисов, необходимо предусмотреть логические переходы между ними, а также завершать аргументацию каждого тезиса микровыводом.
В заключении говорящий подводит итог своего выступления, еще раз обращается к первоначальному положению, указывает на его обоснованность и подкрепление всем сказанным. На этом этапе, как правило, оратор может вступить в диалог с аудиторией, ответить на вопросы и замечания.
Коммуникативный этап предполагает произнесение публичной речи вслух перед аудиторией. Существует несколько требований, которые предъявляются к публичным выступлениям:
- Соответствие внешнего вида оратора обстановке и целям общения.
- Грамотная речь достаточного уровня громкости и силы.
- Увлеченность оратора предметом своей речи, хорошая осведомленность в теме, компетентность.
- Учет обстановки общения и потребностей аудитории, умение «подстроиться» под меняющиеся условия коммуникативной ситуации.
- Использование наглядных средств, иллюстративного материала для привлечения внимания аудитории.
- Постоянный контакт с аудиторией, оценка состояния слушателей и их реакции на сообщаемый материал с целью управления вниманием адресатов.
- Умение управлять своими эмоциями, а также хорошее владение невербальной составляющей коммуникации – «языком тела».
Учет данных требований позволяет сделать выступление более качественным и интересным для слушателей.
На посткоммуникативном этапе происходит оценка выступления, выявляются его сильные и слабые стороны, анализируется его результативность и типичные ошибки, допущенные оратором.