Техника «запланированной ошибки» и ее использование в обучении
Формирование культуры речи в школе неразрывно связано с работой по профилактике и коррекции ошибок, которые допускают учащиеся в процессе освоения норм устной и письменной речи. Большую роль в этом процессе играют механизмы осознанного контроля своей речевой деятельности, умение видеть позиции, потенциально опасные с точки зрения нарушения нормы, а также применять полученные знания для нахождения и исправления ошибок.
С этой точки зрения меняется подход к определению ошибки, которая признается не просто разновидностью нарушения языковой нормы, но способом фиксации трудности в овладении нормой и механизмом ее преодоления через систематическую работу по исправлению ошибок.
Методисты и практикующие педагоги словесности отмечают, что современный школьник испытывает сложности в деятельности, которая предполагает анализ и оценку собственной речи с точки зрения ее соответствия норме. Так, школьники не видят свои ошибки, а также ошибки других учащихся, поэтому не могут исправить ошибочный вариант написания самостоятельно, без направляющей помощи учителя. В этой ситуации педагогу необходимо целенаправленно развивать навыки опознания и исправления ошибок как умения речевого самоконтроля. Для этого можно использовать прием «запланированной ошибки».
Прием «запланированной ошибки» представляет собой методическую технику, суть которой заключается в намеренном использовании ошибочных языковых приемов для формирования навыка нахождения, анализа и коррекции ошибки.
«Запланированная ошибка» становится важной составляющей работы на уроке, которую можно использовать на разных его этапах:
- На этапе мотивации для изучения новой темы, чтобы показать важность нормы для формирования речевой культуры
- На этапе актуализации знаний и умений, чтобы оценить степень готовности учащихся к восприятию новой темы.
- На этапе закрепления нормы в процессе отработки правила и его применения на практике.
- На этапе контроля усвоения учебного материала, чтобы оценить навыки использования правил в речевой деятельности.
Методические аспекты применения приема «запланированной ошибки» на уроке
Методика использования приема «запланированной ошибки» на уроке русского языка состоит в следующем:
- Подготовительный этап включает изучение правила (нормы), условий их использования в речи.
- Основной этап включает демонстрацию языковых единиц, содержащих ошибку, и анализ ошибки по плану.
- Заключительный этап включает исправление ошибки и объяснение ее с точки зрения изученной нормы.
План анализа ошибки включает следующие этапы:
- Выделение типа ошибки, допущенной в анализируемом примере.
- Определение минимального контекста обнаружения ошибки (часть слова, слово, предложение).
- Указание на причину ошибки.
- Актуализация нормы, в соответствии с которой происходит оценка правильности или неправильности языкового примера.
Рассмотрим использование этого плана на примере работы над «запланированной ошибкой» на уроке по теме «Нормы употребления деепричастий в речи». Ученикам для анализа предлагается предложение: Читая книги, развивается память и мышление человека. В ходе анализа предложения учащиеся действуют в соответствии с предложенным алгоритмом:
- В примере допущена грамматическая ошибка, связанная с неверным использованием в речи деепричастного оборота.
- Минимальный контекст обнаружения ошибки - предложение. Следовательно, необходима корректировка ошибки на уровне структуры предложения.
- Причина ошибки состоит в нарушении связи между субъектом действия (подлежащее), деепричастием и глаголом-сказуемым.
- Норма, необходимая для исправления ошибки, касается способа построения предложений с деепричастным оборотом.
В итоге рассуждений учащиеся приходят к выводу, что предложение может быть исправлено двояко: Читая книги, человек развивает внимание и память. Когда человек читает книги, развиваются его внимание и память.
Аналогично работу можно проводить по исправлению ошибок в области правописания, формообразования, произношения и проч. Обязательным условием реализации техники «запланированной ошибки» является наличие плана работы над анализом ошибочного варианта и использование нормативного подхода к корректировке ошибки.
Таким образом, использование техники «запланированной ошибки» на уроке русского языка позволяет учащимся сформовать алгоритмы нахождения и исправления ошибок в речи, существенно повышая уровень речевой культуры.