Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Техника кьюбинга в языковом образовании

Техника кьюбинга в языковом образовании

Основа современного урока русского языка – организация продуктивного взаимодействия между учениками и учителем в процессе совместной деятельности. Такое взаимодействие возможно только при активизации деятельности учеников на уроке, их активном включении в общую работу, что невозможно без принятия цели урока и алгоритмов действия.

Чтобы активизировать познавательную деятельность учеников, педагог использует различные методы активного обучения, среди которых выделяется такой прием, как кьюбинг.

Определение 1

Кьюбинг представляет собой образовательную технологию активного обучения, которая одновременно является средством развития критического мышления.

В основе кьюбинга лежит целостный поход к изучаемой теме (проблеме, явлению). Суть приема – дать ученикам возможность взглянуть на объект изучения с разных сторон, что не только позволяет выявить его свойства, но и стимулирует навыки анализа, классификации, обобщения.

Оценка предмета (объекта) в технике кьюбинга происходит по ряду параметров:

  1. Описание объекта через перечисление его основных свойств.
  2. Сравнение (сопоставление объекта с рядом других объектов по ряду признаков для выявления сходства и различия).
  3. Установление ассоциативных связей.
  4. Анализ объекта с выделением составляющих его элементов (структуры).
  5. Функции объекта, его предназначение.
  6. Оценка (субъективная и объективная) изучаемого явления.

Для создания визуального контекста можно использовать картонный куб, на гранях которого выделяются все шесть аспектов кьюбинга.

Применение кьюбинга на уроке необходимо для того, чтобы привлечь внимание ученика к изучаемому материалу, активизировать учебную дискуссию, помочь увидеть связи и отношения между явлениями языка, которые изучаются на уроке.

«Техника кьюбинга в языковом образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Использовать этот прием можно на любом этапе урока:

  1. На этапе создания мотивации и актуализации учебного опыта введение отдельных элементов техники (например, ассоциативного анализа) помогает ученикам увидеть связь изучаемого явления с предшествующими знаниями, а также вызывает интерес к теме.
  2. На этапе изучения нового материал кьюбинг применяется для анализа структуры объекта (языкового явления), выделения его характерных признаков, определение его функционального предназначения.
  3. На этапе закрепления кьюбинг полезен для определения алгоритмов учебных действий.
  4. На этапе обобщения и систематизации сведений данная техника используется для структурирования полученных знаний.

Техника кьюбинга удобна тем, что ее можно использовать как прием в составе метода (например, в процессе организации групповой дискуссии), так и как самостоятельную технологию, сочетая с ней другие виды работ (например, работу в группах, индивидуальные задания и проч.).

Методика использования кьюбинга на уроке русского языка

Рассмотрим, как можно использовать технику кьюбинга при изучении темы «Причастие» в 7 классе. Учитель может разделить класс на семь групп (по 3-4 человека в каждой) и предложить каждой группе поработать с одним из аспектов кьюбинга, заполнив таблицу или отразив результаты работы в схеме:

  1. Описание: причастие как лексико-грамматический класс, его морфолого-синтаксические признаки.
  2. Сравнение: сопоставление морфологических свойств причастия и глагола, причастия и прилагательного.
  3. Ассоциации (задание для творческой, креативной группы): с чем можно сравнить причастие, как проиллюстрировать слова типа «думающий», «прочитанный», можно ли нарисовать портрет «причастия» и проч.
  4. Анализ причастия: словообразовательный и лексический.
  5. Функции: как причастия используются в речи, анализ предложений с причастиями, определение их роли в высказывании.
  6. Оценка новой части речи (трудности и «подводные камни», позитивные моменты, связанные с новой темой, отношение к новому языковому явлению).

С помощью техники кьюбинга можно инициировать учебную дискуссию на любую тему. Очень хорошо использовать этот прием при работе с текстом, что позволит рассмотреть его тему и проблематику с разных сторон. Продуктивной этой техника может быть при обучении сочинению в формате Единого государственного экзамена. Для этого составляющие технологии немного видоизменяются:

  1. Описание – проблема текста.
  2. Ассоциации – выявление примеров и их роли в раскрытии темы, а также установление связи между ними и ее особенностей.
  3. Анализ – определение позиции автора.
  4. Оценка – формулировка своего отношения к проблеме.

Класс делится на рабочие группы, каждая из которых занимается анализом своего аспекта. В конце работы наступает момент коллективного обсуждения (дискуссии), в ходе которой участники обмениваются наблюдениями.

Другой вариант работы – применение «мозгового штурма». В этом случае каждый ученик вносит свои идеи в общую коллекцию гипотез, после чего они оцениваются и отсеиваются или принимаются.

Прием кьюбинга помогает не только развивать критическое мышление, но и коммуникативные навыки, способствуя созданию атмосферы сотрудничества на уроке.

Дата последнего обновления статьи: 30.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot