Театрализованные уроки в обучении русскому языку
В преподавании русского языка большое значение имеет формирование положительного отношения к языковому материалу, развитие интереса к изучению языка, создание условий для реализации творческого потенциала учащихся. Реализации этих задач способствует организация нетрадиционных форм проведения уроков, которые не только стимулируют познавательную активность, но и способствуют воспитанию эстетических и нравственных ценностей, уважения и любви к родному языку.
Театрализованный урок по русскому языку представляет собой творческий формат проведения учебных занятий, содержанием которого является театрализованная деятельность как способ интеллектуального и личностного развития учащихся.
Театрализованные уроки направлены на решение следующих дидактических задач:
- Формирование интереса к изучению русского языка в школе.
- Развитие чувства языка и стиля, воспитание эстетических представлений.
- Содействие реализации творческого потенциала учащихся, развитию воображения и образного мышления.
- Повышение коммуникативной культуры учащихся, формирование навыков публичного выступления.
- Развитие сотрудничества между учащимися и педагогом.
Театрализованные уроки как форма организации учебного процесса используются не для всех тем, поскольку данная форма неэффективна в отношении уроков изучения нового материала, закрепления знаний или контроля уровня успеваемости. Театрализованные уроки лучше использовать для тем, которые имеют общеразвивающую направленность, связаны с изучением истории языка и письменности, связи языка и культуры, языка и искусства. Тем не менее, театрализованные уроки могут использоваться для освещения любых тем. Например, изучение нового материала (открытие новых знаний) может быть организовано как учебное театральное представление на детективный или сказочный сюжет. Урок обобщения и систематизации знаний и навыков учащихся может быть проведен в форме театрализованного представления с участием героев сказок, литературных произведений (например, театрализованный урок повторения орфограмм «Незнайка в Городе Ошибок», «Путешествие Гулливера в страну Орфографию» и проч.).
Подготовка театрализованных уроков и элементы театрализации в проведении учебных занятий
Для организации театрализованного урока необходимо предусмотреть следующие аспекты в подготовительной работе:
- Определить место урока в системе занятий по теме.
- Сформулировать предметные результаты, а также цели и задачи, на достижение которых направлена учебная деятельность на уроке.
- Разработать сценарий проведения урока с распределением ролей среди учащихся.
- Предусмотреть формы интерактивной работы со зрителями (например, выполнение упражнений, решение лингвистических задач, групповую работу, лингвистическую викторину или кроссворд).
- Организовать репетиции для участников театрализованного урока, выбрать реквизит, костюмы, оформить класс и проч.
Как видно из перечня этапов подготовки театрализованного урока, он предстает сложной и трудоемкой формой организации учебной деятельности. Проведение театрализованного урока требует значительной подготовки, тщательного планирования, высокого уровня педагогического мастерства, а также вовлеченности в процесс каждого участника образовательного события. Не всегда учитель может обеспечить высокие результаты проведения театрализованных уроков, поэтому они организуются крайне редко как открытые уроки, а также в составе различных мероприятий, посвященных продвижению русского языка в школе.
Ввиду сложности организации театрализованных уроков учитель чаще всего использует элементы театрализации на уроке. В отличие от полноценных театральных уроков элементы театрализации предполагают введение в состав урока отдельных видов театральной деятельности, например:
- Использование драматизации (постановка небольших сценок, диалогов).
- Введение в контекст урока приемов игровой театральной педагогики, например, игр на сплочение учебной группы.
- Использование сюжетно-ролевых игр в учебных целях. Например, учитель может провести часть урока в форме аукциона лингвистических знаний, бюро находок или ток-шоу.
- Введение в урок элементов творческой игровой деятельности (например, объяснить правило товарищу, если бы ты был учителем или профессором лингвистики, составить афишу-приглашение на спектакль с участием частей речи, составить фоторобот слова и проч.).
Элементы театрализации на уроке способствуют созданию творческой атмосферы на уроке, формируют положительный настрой и желание изучать русский язык. Особенно важно использовать элементы театрализации в обучении в работе с младшими школьниками, а также учащимися, только перешедшими в основную школу. В этом возрасте еще значима игривая деятельность и одновременно с этим формируются основы учебно-познавательной и творческой деятельности.