Семасиологический и ономасиологический аспекты изучения языка
Различные подходы к изучению языка обусловлены спецификой точки зрения, с позиций которой оценивается то или иное языковое явление. Здесь возможно выделение двух аспектов, напрямую связанных с особенностями речевой деятельности. Как известно, речевая деятельность имеет две стороны: речепорождение и речевосприятие. Первая сторона связана с деятельностью говорящего, вторая – слушающего. Соответственно и оценку лингвистических явлений можно проводить с позиций адресанта и адресата высказывания. Первый подход получил название ономасиологического, второй же – семасиологического.
В более узком значении понятие «семасиология» применяется в лексикологии для обозначения ее раздела, занимающегося проблемами значения слова в аспекте их отношения к реальности.
В таком понимании данный термин использовался в языкознании на протяжении XIX века, однако уже в прошлом столетии он был экстраполирован и на другие разделы языкознания, что привело к появлению семасиологического подхода к изучению языковых феноменов.
Примерная модель семасиологического подхода к лингвистическим феноменам включает следующие компоненты:
- Анализ речи в ее непосредственной данности.
- Выявление системных связей, присущих речевому сообщению, и соотнесение их с языковой системой.
- Установление языковых форм, их значений.
- Определение того, какое внеязыковое содержание передается с помощью данных языковых средств.
Анализ этой модели показывает, что в основе семасиологического подхода лежит имитация деятельности слушающего / читающего, поскольку все ее компоненты воспроизводят основные этапы восприятия речи: анализ ее звуковой оболочки – соотнесение звукокомплексов с определенными эталонными языковым средствами – установление семантики данных средств – определение связей семантики языковых единиц, используемых в сообщении, с внеязыковой действительностью.
Разграничение семасиологического и ономасиологического подхода к исследованию языковых феноменов связано с их системно-функциональным изучением. Действительно, языковые явления могут быть описаны не только с точки зрения разных аспектов речевой деятельности, но и с точки зрения их организации и функций, которые они выполняют. Следовательно, семасиологический аспект предполагает два уровня описания: структурный и функциональный, который рассматривает две стороны процессов, связанных с речевой деятельностью. Первый касается соотношения «речь – система языка» (структурный), второй же – отношений «система языка – внеязыковая действительность» (функциональный).
Структурно-семасиологический и функционально-семасиологический подходы к языку
Структурно-семасиологический подход к языку изучает особенности перевода речевых сведений в языковые. Вычленение в речи системных связей, характерных для языка, представляет собой результат обобщений, производимых слушающим. Такие обобщения возможны за счет наличия в языке структур, обладающих формальным сходством. Например, опознание лексико-грамматических классов возможно благодаря наличию у них сходных форм передачи грамматического содержания. Цель структурно-семасиологического подхода заключается в обобщении формальных языковых структур разных уровней языковой системы. То есть при таком подходе единицы речевого сообщения предстают как варианты абстрактной инвариантной системы языковых знаков. Например, исследователя, изучающего систему словообразования в рамках данного подхода, интересует не конкретный способ деривации данного слова, а его принадлежность к определенной словообразовательной модели. То же самое в области лексики: здесь языковеда интересуют системные связи, устанавливаемые между единицами, то есть в каких отношениях состоит слово с другими лексическими единицами (омонимии, синонимии, антонимии и проч.).
Последовательно данный подход реализован в лингвистической концепции Л. Ельмслева, изучавшего текст (речевое произведение) в аспекте его отношения к языковой системе.
Функционально-семасиологичесикй подход показывает, как при восприятии речевого сообщения происходит переход от языковой формы к пониманию того, какое внеязыковое содержание передано с ее помощью. Иными словами, это направление связано с исследованием понимания речи.
Базовым компонентом понимания становится значение той или иной языковой единицы. При этом в речи единицы языка функционирует в двух аспектах: первичный аспект связан с выражением грамматического значения, которое значимо для языковой системы как показатель отношений между единицами и их места в иерархии языковых уровней; вторичный аспект значения показывает, как собственно языковое содержание связано с внеязыковым – денонативным (предметным) или сигнификативным (понятийным).
Функционально-семасиологический подход представлен в лингвистической концепции Д. Ферса, который видел свою задачу в изучении функционирования языковых единиц в речи. Поскольку реализация единиц языка в речи многообразна и потенциально неисчерпаема, исследователь пришел к выводу, что необходимо рассматривать их в типичных контекстах, где они наиболее часто встречаются.
Таким образом, указанные аспекты понимания языковых феноменов позволяют изучить отдельные стороны языка и речи, однако и необходимо сочетать с ономасиологическим подходом для полноты научного описания.