Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стили текста

Стили текста: понятие, сущность, основные признаки

Язык обслуживает различные сферы общественной практики. Постоянное использование его как средства общения в той или иной отрасли деятельности приводит к специализации языковых средств на выражении заданной условиями взаимодействия коммуникативной задачи. Так образуются относительно устойчивые языковые пласты, функционально закреплённые за основными видами общественных сфер – стили речи.

Определение 1

Стиль – это понятие, которое включает представление о функциональной дифференциации языковых средств в зависимости от выполняемой ими коммуникативной задачи, условий использования и целевой аудитории.

Стили предстают как разновидности языка, специализацией которых являются научный, официально-деловой тип дискурса, публичная сфера общения, искусство и сфера бытового общения.

Стили - многофакторные понятия, которые складываются из нескольких составляющих:

  1. Глобальной коммуникативной цели, преследуемой адресантом.
  2. Сферы бытования и использования.
  3. Основных признаков, отличающих данную разновидность языка от других.
  4. Языковых черт и особенностей, проявляющихся на всех уровнях языка.

Типология стилей и их характеристика

Традиционно выделяют пять основных разновидностей языка по пяти сферам общественной практики:

  1. Научный, который предназначен для реализации коммуникации в рамках научного и научно-учебного дискурсов.
  2. Официально-деловой, используемый в сфере права, административного управления и хозяйственной деятельности.
  3. Публицистический, встречающийся в периодической печати и других средствах массовой коммуникации, на публичных ресурсах интернета.
  4. Художественный, предназначенный в основном для произведений искусства слова.
  5. Разговорно-бытовой, который функционирует в неформальном повседневном общении людей.

Каждая разновидность языка отличается своими особенностями, связанными как с целями и сферой применения, так и со стилеобразующими чертами и речевой спецификой.

«Стили текста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Существует три основных коммуникативных цели:

  1. Информирование.
  2. Воздействие.
  3. Убеждение.

Их сочетание определяет задачи перечисленных стилей. Научный стиль ориентирован на информирование о достоверном знании, полученном в результате научных открытий. Цель официально-делового общения – сочетать информирование о решениях власти (или органов управления предприятием) с воздействием на адресата – субъекта гражданских отношений. Публицистика активно реализует все три задачи, но убеждающая функция является здесь доминирующей. В художественном стиле основой является эстетическое воздействие на индивида. Разговорный стиль отличается спецификой реализации функций: он информирует участников общения об эмоциональной реакции на сообщения, сочетает убеждение и воздействие, но не прямое, а опосредованное чувствами и переживаниями собеседников.

Стилеобразующие признаки формируются основными задачами коммуникации. Для научного общения они заключаются в объективности, точности, логичности, строгости изложения. Для официального – в точности и безэмоциональности, последовательности и информативной достаточности. Публицистический и художественный стили отличаются субъективностью, экспрессией, ориентацией на нравственно-этические и эстетические ценности. Разговорное общение отличается непринужденностью, спонтанностью и экспрессивностью.

Целевая аудитория каждого стиля различна. Для книжных стилей характерен массовый адресат, для разговорного – индивидуализация общения, наиболее распространённой формой его реализации становится диалог.

Языковые особенности всех стилей определяются перечисленными факторами. Так, точность научной речи обеспечивается терминами, однозначность официально-деловой коммуникации обусловлена использованием лексики в прямом значении. Наоборот, экспрессия и образность публицистики и художественной литературы ориентируют на использование слов в переносном значении, изобразительно-выразительных средства. Бытовая коммуникация отличается конкретной лексикой, вкраплениями разговорно-просторечных слов и жаргонизмов.

Синтаксис книжных стилей в целом более сложный, чем в разговорном общении, что обусловлено письменной формой их реализации.

Стилистика и культура речи

Стили речи, их использование, а также вопросы адекватного применения в общении функционально-окрашенных средств находятся в сфере изучения стилистики.

Стилистика и культура речи – две взаимосвязанных и взаимообусловленных отрасли языкознания. Владение стилистикой является залогом речевой культуры, поскольку высшая языковая норма - стилистическая - регулирует использование всех речевых средств в любой коммуникативной ситуации с учётом требований, которые предъявляет к содержанию и форме высказываний та или иная сфера общественной коммуникации.

Дата последнего обновления статьи: 25.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot