Стили текста: понятие, сущность, основные признаки
Язык обслуживает различные сферы общественной практики. Постоянное использование его как средства общения в той или иной отрасли деятельности приводит к специализации языковых средств на выражении заданной условиями взаимодействия коммуникативной задачи. Так образуются относительно устойчивые языковые пласты, функционально закреплённые за основными видами общественных сфер – стили речи.
Стиль – это понятие, которое включает представление о функциональной дифференциации языковых средств в зависимости от выполняемой ими коммуникативной задачи, условий использования и целевой аудитории.
Стили предстают как разновидности языка, специализацией которых являются научный, официально-деловой тип дискурса, публичная сфера общения, искусство и сфера бытового общения.
Стили - многофакторные понятия, которые складываются из нескольких составляющих:
- Глобальной коммуникативной цели, преследуемой адресантом.
- Сферы бытования и использования.
- Основных признаков, отличающих данную разновидность языка от других.
- Языковых черт и особенностей, проявляющихся на всех уровнях языка.
Типология стилей и их характеристика
Традиционно выделяют пять основных разновидностей языка по пяти сферам общественной практики:
- Научный, который предназначен для реализации коммуникации в рамках научного и научно-учебного дискурсов.
- Официально-деловой, используемый в сфере права, административного управления и хозяйственной деятельности.
- Публицистический, встречающийся в периодической печати и других средствах массовой коммуникации, на публичных ресурсах интернета.
- Художественный, предназначенный в основном для произведений искусства слова.
- Разговорно-бытовой, который функционирует в неформальном повседневном общении людей.
Каждая разновидность языка отличается своими особенностями, связанными как с целями и сферой применения, так и со стилеобразующими чертами и речевой спецификой.
Существует три основных коммуникативных цели:
- Информирование.
- Воздействие.
- Убеждение.
Их сочетание определяет задачи перечисленных стилей. Научный стиль ориентирован на информирование о достоверном знании, полученном в результате научных открытий. Цель официально-делового общения – сочетать информирование о решениях власти (или органов управления предприятием) с воздействием на адресата – субъекта гражданских отношений. Публицистика активно реализует все три задачи, но убеждающая функция является здесь доминирующей. В художественном стиле основой является эстетическое воздействие на индивида. Разговорный стиль отличается спецификой реализации функций: он информирует участников общения об эмоциональной реакции на сообщения, сочетает убеждение и воздействие, но не прямое, а опосредованное чувствами и переживаниями собеседников.
Стилеобразующие признаки формируются основными задачами коммуникации. Для научного общения они заключаются в объективности, точности, логичности, строгости изложения. Для официального – в точности и безэмоциональности, последовательности и информативной достаточности. Публицистический и художественный стили отличаются субъективностью, экспрессией, ориентацией на нравственно-этические и эстетические ценности. Разговорное общение отличается непринужденностью, спонтанностью и экспрессивностью.
Целевая аудитория каждого стиля различна. Для книжных стилей характерен массовый адресат, для разговорного – индивидуализация общения, наиболее распространённой формой его реализации становится диалог.
Языковые особенности всех стилей определяются перечисленными факторами. Так, точность научной речи обеспечивается терминами, однозначность официально-деловой коммуникации обусловлена использованием лексики в прямом значении. Наоборот, экспрессия и образность публицистики и художественной литературы ориентируют на использование слов в переносном значении, изобразительно-выразительных средства. Бытовая коммуникация отличается конкретной лексикой, вкраплениями разговорно-просторечных слов и жаргонизмов.
Синтаксис книжных стилей в целом более сложный, чем в разговорном общении, что обусловлено письменной формой их реализации.
Стилистика и культура речи
Стили речи, их использование, а также вопросы адекватного применения в общении функционально-окрашенных средств находятся в сфере изучения стилистики.
Стилистика и культура речи – две взаимосвязанных и взаимообусловленных отрасли языкознания. Владение стилистикой является залогом речевой культуры, поскольку высшая языковая норма - стилистическая - регулирует использование всех речевых средств в любой коммуникативной ситуации с учётом требований, которые предъявляет к содержанию и форме высказываний та или иная сфера общественной коммуникации.