Понятие стилистики
Термин «стилистика» используется в филологии с XVII в., но свой путь как самостоятельная дисциплина она начала в первой трети XX в. Объектом изучения стилистики является язык, взятый в аспекте его употребления, функционирования в коммуникации. На становление стилистики как самостоятельной области исследований повлияли положения Ф. де Соссюра о разграничении речи и языка, развитие теории языковой нормы, а также идея системного строения языка.
Сама стилистика с точки зрения предмета изучения не является однородной. Так, известный ученый В. В. Виноградов предлагал различать три ее аспекта:
- Стилистику языка, в центре внимания которой должны находиться вопросы выделения функциональных стилей – разновидностей языка, исследования их единиц и способов их взаимодействия.
- Стилистику речи, сосредоточенную на изучении речевых жанров.
- Стилистику художественной литературы, предметом которой является художественный стиль и его возможности, используемые отдельных писателем или целым литературным направлением.
В современной стилистике существуют два основных направления:
- Структурное, исследующее функционально окрашенные языковые единицы в статике.
- Функциональное (динамическое), связанное с изучением особенностей употребления функционально окрашенных средств.
Предмет стилистики многообразен и включает:
- Языковые средства разных уровней системы, взятые в аспекте их выразительных возможностей.
- Функциональную окраску языковых единиц и их стилистически обусловленная семантика.
- Закономерности, лежащие в основе употребления языковых единиц в тех или иных ситуациях общения, а также порождаемые этими закономерностями особенности и формы организации речевых высказываний.
Стили литературного языка
Стиль выступает как центральное понятие стилистики. В самом общем значении стиль – это группа языковых средств, его пласт, который имеет определенную функциональную и экспрессивную семантику.
В отечественной лингвистической традиции закрепилось понятие функционального стиля как совокупности языковых средств, сложившихся в результате длительного периода языкового развития и функционирования языка в определенных ситуациях общения. В англоязычной научной литературе термин «стиль» употребляется по отношению к языку художественной литературы. Для практики коммуникации используется понятие коммуникативного регистра, то есть варианта языка, который обусловлен ситуацией общения, формой бытования языка и ролевой структурой коммуникации.
Существуют различные типологии стилей языка, в основу которых положены системные критерии (основная цель, сфера использования, языковые особенности). Наиболее распространенной является классификация, согласно которой существует пять основных стилей:
- четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный;
- разговорный.
Спорным является вопрос о выделении шестого стиля, к которому относят церковно-религиозный.
Охарактеризуем кратко основные языковые стили по ряду критериев: коммуникативная цель, характер адресата, особенности протекания общения, основные стилеобразующие черты.
Для научного и официально-делового стиля она состоит в информировании адресата, для публицистического и художественного – в информировании и воздействии, для разговорного – в обмене бытовыми сведениями, эмоциями, чувствами, впечатлениями.
Адресат книжных стилей – широкая аудитория, в разговорном – конкретный человек / небольшая группа людей, с которыми автор сообщения взаимодействует непосредственно.
Коммуникация в научном и официально-деловом стиле носит официальный характер, она строго регламентирована ролью участников в коммуникативном акте. Особенностью публицистического стиля является массовость, ориентация на типизированного адресата, для которого актуальными являются факты, имеющие общественное значение. Характер взаимодействия адресанта (автора) и адресата (читателя) в художественной литературе сложен. М. М. Бахтин писал о диалоге как способе существования культуры, поэтому такое общение организовано как культурный диалог, в котором читатель выступает соавтором произведения, интерпретируя его в соответствии со своим читательским опытом. Наконец, в разговорном общении взаимодействие протекает в неформальной обстановке, в бытовой сфере, определяясь семейными, родственными, дружескими связями его участников.
Стилеообразующие черты отражают основные характеристики стилей. Так, для научного стиля характерны объективность и достоверность, логичность, строгость подачи материала; для официально-делового – точность, однозначность формулировок, типизированность языковых структур и средств общения, а также отсутствие экспрессии и оценочности. Публицистический стиль, наоборот, изобилует средствами речевой экспрессии и оценки, отличается актуальным содержанием, направленностью на формирование отношения адресата к изображаемым событиям. В художественном стиле на первый план выходит эстетическая составляющая, образность и уникальность формы и содержания. В разговорном общении участники сталкиваются с неподготовленной и спонтанной речью, ярко выраженной оценочностью и ситуативностью содержания и форм выражения.
Данные особенности отражают характерные черты стилей современного литературного языка.