Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сравнительные конструкции в поэзии Б. Ахмадулиной и их изучение в школе

Изучение сравнительных конструкций в школе

Определение 1

Сравнительные конструкции — это полупредикативные единицы, вносящие в предложение дополнительное информационное содержание за счёт сопоставления предметов, явлений, фактов действительности.

Например: Ветви деревьев, как исполинские руки, тянутся к солнцу. Луна, как бледное пятно, едва виднелась на тёмном небе.

Необходимо различать сравнительные конструкции и сравнение:

  1. Сравнение — это изобразительно-выразительное средство, в основе которого лежит сопоставление объектов, выявление их сходства на основании каких-либо признаков; сравнительные конструкции — это синтаксическое средство, основанное на уподоблении предметов.
  2. Сравнение может быть представлено разными лексико-грамматическими средствами: существительным в творительном падеже, прилагательным или наречием в сравнительной степени или же синтаксической конструкцией — сравнительным оборотом.
  3. Сравнение имеет художественную функцию, выступает средством выразительности языка. Например: Южная ночь окутал путников, как тёмный бархат. При этом не каждая сравнительная конструкция выполняют изобразительно-выразительную функцию, нпример: Петя выше, чем Глеб. Эти лошади быстрее местных.

Сравнительные конструкции и сравнения занимают важное место в школьном курсе языкознания. Их изучение происходит на уроках русского языка в процессе знакомства с следующими разделами:

  1. Синтаксис простого осложнённого предложения. В данном разделе изучаются обособленные определения, выраженные сравнительными оборотами — синтаксическими конструкциями с союзами «как», «как будто», «будто», «словно» и др.
  2. Синтаксис сложноподчинённого предложения. Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными также предполагают уподобление явлений действительности га основе их сопоставления. В отличие от сравнительных конструкций в составе простого предложения, данные единицы синтаксиса имеют собственную предикативную основу: Вода тихо журчала, словно ручей пел вполголоса мелодичную песню.
  3. Особенности употребления сравнительных союзов, оттенки их значения (сравнительно-сопоставительные, сопоставительно-противопоставительные, градационные и проч.) возможно установить, обращаясь к изучению служебных лексем.
  4. Изобразительно-выразительные средства языка и их функционирование в тексте. Сравнение, наряду с олицетворение, эпитетом и метафорой, является основным изобразительным средством, изучение которого обязательно в школьном курсе поэтики.
«Сравнительные конструкции в поэзии Б. Ахмадулиной и их изучение в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Сравнительные конструкции в поэзии Б. Ахмадулиной и их изучение в школе

Сравнительные конструкции в лирике Б. Ахмадулиной представлены достаточно широко и являются частью образного мира поэтессы. Можно выделить следующие семантические группы сравнений:

  1. Сравнение, в основе которого лежит уподобление предмету окружающего мира («бытовое сравнение»): «прям позвоночник, как антенна» («Моя родословная»); «Горла алого рваный проём / был ли издали схож с медуницей?» («Препирательства и примирения»); «И слёзы мои так стеклянны, / так их паденья тяжелы, / они звенят, как бы стаканы, / разбитые средь тишины» («Нежность»); «В две слезы, словно в бинокль / с недоуменьем обнаружу». В основе приведённых сравнений лежит принцип уподобления одушевлённого (части человеческого тела) неодушевлённому предметному миру, который как бы подчёркивает их неразрывное единство.
  2. Фиксируются сравнения, построенные на обратном принципе (одушевление неживого): «Цветок, как нагота разбуженного глаза, / не может разглядеть: зачем не дали спать» («Черёмуха») — цветок сравнивается с открытым глазом, видимо, на основании внешнего сходства (сердцевина, окружённая лепестками, / глаз в обрамлении ресниц); «Дождь, как крыло, прирос к моей спине» («Сказка о Дожде») — метафорическое уподобление прозрачных, невесомых дождевых струй крыльям.
  3. Сравнительные конструкции, основанные на уподоблении целого и его части: «Я – мускул, нужный для ее (речи — прим.) затей. / Речь так спешит в молчанье не погибнуть, / свершить звукорожденье и затем / забыть меня навеки и покинуть» («Воскресный день») — человек (целое) сравнивается с мускулом (частью тела).

Грамматически сравнения представлены следующими типами конструкций:

  1. Сравнительные обороты с союзом «как»: ««прям позвоночник, как антенна»; «Мы встретились, как дети поутру».
  2. Двусоставные предложения, построенные по модели «сущ. / мест. в И. п. - сущ. в И. п.»: «Я – мускул, нужный для ее затей»; «Сентябрь-чудак и выживать мастак».
  3. Творительным падежом существительного: «Измучена гортань кровотеченьем речи».
  4. Вопросительным предложением: «Горла алого рваный проём / был ли издали схож с медуницей?».

Изучение сравнительных конструкций в поэзии Б. Ахмадулиной может быть организовано на уроках русского языка (стихи поэтессы используются как иллюстративный материал), а также на занятиях по литературе при знакомстве с поэтикой текстов.

Дата последнего обновления статьи: 03.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot