Изучение сравнительных конструкций в школе
Сравнительные конструкции — это полупредикативные единицы, вносящие в предложение дополнительное информационное содержание за счёт сопоставления предметов, явлений, фактов действительности.
Например: Ветви деревьев, как исполинские руки, тянутся к солнцу. Луна, как бледное пятно, едва виднелась на тёмном небе.
Необходимо различать сравнительные конструкции и сравнение:
- Сравнение — это изобразительно-выразительное средство, в основе которого лежит сопоставление объектов, выявление их сходства на основании каких-либо признаков; сравнительные конструкции — это синтаксическое средство, основанное на уподоблении предметов.
- Сравнение может быть представлено разными лексико-грамматическими средствами: существительным в творительном падеже, прилагательным или наречием в сравнительной степени или же синтаксической конструкцией — сравнительным оборотом.
- Сравнение имеет художественную функцию, выступает средством выразительности языка. Например: Южная ночь окутал путников, как тёмный бархат. При этом не каждая сравнительная конструкция выполняют изобразительно-выразительную функцию, нпример: Петя выше, чем Глеб. Эти лошади быстрее местных.
Сравнительные конструкции и сравнения занимают важное место в школьном курсе языкознания. Их изучение происходит на уроках русского языка в процессе знакомства с следующими разделами:
- Синтаксис простого осложнённого предложения. В данном разделе изучаются обособленные определения, выраженные сравнительными оборотами — синтаксическими конструкциями с союзами «как», «как будто», «будто», «словно» и др.
- Синтаксис сложноподчинённого предложения. Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными также предполагают уподобление явлений действительности га основе их сопоставления. В отличие от сравнительных конструкций в составе простого предложения, данные единицы синтаксиса имеют собственную предикативную основу: Вода тихо журчала, словно ручей пел вполголоса мелодичную песню.
- Особенности употребления сравнительных союзов, оттенки их значения (сравнительно-сопоставительные, сопоставительно-противопоставительные, градационные и проч.) возможно установить, обращаясь к изучению служебных лексем.
- Изобразительно-выразительные средства языка и их функционирование в тексте. Сравнение, наряду с олицетворение, эпитетом и метафорой, является основным изобразительным средством, изучение которого обязательно в школьном курсе поэтики.
Сравнительные конструкции в поэзии Б. Ахмадулиной и их изучение в школе
Сравнительные конструкции в лирике Б. Ахмадулиной представлены достаточно широко и являются частью образного мира поэтессы. Можно выделить следующие семантические группы сравнений:
- Сравнение, в основе которого лежит уподобление предмету окружающего мира («бытовое сравнение»): «прям позвоночник, как антенна» («Моя родословная»); «Горла алого рваный проём / был ли издали схож с медуницей?» («Препирательства и примирения»); «И слёзы мои так стеклянны, / так их паденья тяжелы, / они звенят, как бы стаканы, / разбитые средь тишины» («Нежность»); «В две слезы, словно в бинокль / с недоуменьем обнаружу». В основе приведённых сравнений лежит принцип уподобления одушевлённого (части человеческого тела) неодушевлённому предметному миру, который как бы подчёркивает их неразрывное единство.
- Фиксируются сравнения, построенные на обратном принципе (одушевление неживого): «Цветок, как нагота разбуженного глаза, / не может разглядеть: зачем не дали спать» («Черёмуха») — цветок сравнивается с открытым глазом, видимо, на основании внешнего сходства (сердцевина, окружённая лепестками, / глаз в обрамлении ресниц); «Дождь, как крыло, прирос к моей спине» («Сказка о Дожде») — метафорическое уподобление прозрачных, невесомых дождевых струй крыльям.
- Сравнительные конструкции, основанные на уподоблении целого и его части: «Я – мускул, нужный для ее (речи — прим.) затей. / Речь так спешит в молчанье не погибнуть, / свершить звукорожденье и затем / забыть меня навеки и покинуть» («Воскресный день») — человек (целое) сравнивается с мускулом (частью тела).
Грамматически сравнения представлены следующими типами конструкций:
- Сравнительные обороты с союзом «как»: ««прям позвоночник, как антенна»; «Мы встретились, как дети поутру».
- Двусоставные предложения, построенные по модели «сущ. / мест. в И. п. - сущ. в И. п.»: «Я – мускул, нужный для ее затей»; «Сентябрь-чудак и выживать мастак».
- Творительным падежом существительного: «Измучена гортань кровотеченьем речи».
- Вопросительным предложением: «Горла алого рваный проём / был ли издали схож с медуницей?».
Изучение сравнительных конструкций в поэзии Б. Ахмадулиной может быть организовано на уроках русского языка (стихи поэтессы используются как иллюстративный материал), а также на занятиях по литературе при знакомстве с поэтикой текстов.