Понятие «речевой агрессии» и ее признаки
В современном обществе виртуальная коммуникация существует наряду с реальной, при этом популярность интернет-общения с каждым годом набирает обороты. Появляются новые социальные сети, мессенджеры, растет число чатов, форумов, блогов, где пользователи могут обсудить интересующие их темы, оценить события и явления действительности, выразить свое отношение к мнению других участников коммуникации. Интернет-коммуникация обеспечивает высокий уровень свободы и непринужденности общения, однако специалисты отмечают, что взаимодействие людей в интернете нередко носит конфликтный, агрессивный характер. Это объясняется как экстралингвистическими причинами, таки особенностями интернет-коммуникации как разновидности общения. В связи с этим особо актуальной становится проблема изучения факторов возникновения вербальной агрессии, форм ее выражения, а также стратегий противостояния конфликтному общению.
Среди языковедов, исследующих проблему речевой агрессии, нет единого мнения по поводу сущности этого понятия, а также общепринятого терминологического обозначения конфликтного вербального поведения в Сети. Наряду со словосочетанием «вербальная агрессия» языковеды употребляют и другие понятия, выражающие разные аспекты речевых стратегий конфликтного поведения: «язык вражды», «коммуникативная агрессия», «словесный экстремизм», «конфликтная коммуникация» и проч.
Сложность в определении понятия «речевая агрессия» связана с его многоаспектностью, наличием различных форм проявления конфликтного поведения, явных и скрытых, что затрудняет их вычленение и типологизацию.
Как отмечают многие лингвисты, понятие «вербальной агрессии» продуктивнее описывать через набор присущих ей признаков:
- Возникновение в контексте речевой ситуации: вербальная агрессия становится, таким образом, частью коммуникативного пространства ситуации общения.
- Наличие установки адресанта на конфликтное речевое поведение, то есть преднамеренный характер проявления речевой агрессии как прагматическая характеристика данного типа поведения.
- Выражение негативного отношения адресанта по отношению к адресату или предмету речи.
- Использование специфических языковых средств, которые носят инвективный характер. Они направлены на негативную оценку, унижение, оскорбление адресата, снижение его социального статуса или коммуникативной роли в общении.
В самом общем виде под вербальной агрессией в текстах интернет-комментариев следует понимать реализацию особой коммуникативной стратегии, связанной с деструктивным речевым поведением, выражением инвективы с использованием группы языковых средств, которые можно отнести к «языку вражды» (лексики с негативной оценкой, вульгаризмов, жаргонизмов, мата и проч.).
Способы выражения вербальной агрессии в текстах интернет-комментариев
По степени проявления вербальной агрессии в текстах комментариев их можно разделить на два вида:
- Эксплицитные формы проявления речевой агрессии: негативная оценка, угроза, злопожелание и проч.
- Имплицитные формы: к ним относят все виды языковой манипуляции, к примеру, речевая провокация, троллинг.
На языковом уровне средствами выражения агрессии в текстах комментариев выступают лексико-семантические и грамматические единицы. К первым можно отнести следующие маркеры:
- Слова с негативной семантикой, которые приписывают адресату какие-то негативные личные или социальные свойства. Например: Он псих, больной. Да ты бомжара. Ты совсем идиот, что ли?
- Зоосемантические метафоры, основанные на сравнении человека с животным или приписывании человеку поведения животного, его черт и проч.: Ты тупое животное, свинья. Ты, псина, поговори еще тут! Разгавкался тут. Все что сейчас накудахтала в предыдущем посте эта курица – чушь.
- Инвективная лексика, воспринимая в данном обществе как форма социальной дискредитации адресата (сволочь, гад, урод и проч.). Особый класс инвективных единиц – матерщина, которая грубо нарушает принятые в социуме этические нормы общения.
- Эрративы – маркеры сознательного нарушения норм языка: например: «фтопку», «ржунемагу», «аффтарздохни» и проч.
На уровне грамматической организации текста вербальная агрессия проявляется в использовании следующих типов конструкций:
- Псевдоимперативов с семантикой угрозы: Ну, давай, попробуй меня достать! Поговори мне еще!
- Вопросительных конструкций с утвердительной семантикой: Ты тупой такой, да?
- Использование оценочных частиц с семантикой неодобрения: Я бы написал, да где тебе понять это. Тоже мне эксперт нашелся.
- Введение в предложение оценочных обращений: Где ты, слабачок, что притих?
- Императивных конструкций с семантикой проклятия: Чтоб ты сдох!
Появление большого числа примеров, свидетельствующих о росте вербальной агрессии в Интернете, объясняется и самим характером интернет-коммуникации:
- Анонимностью и, как следствие, отсутствием персональной ответственности за сказанное / написанное.
- Неинституциональным характером коммуникации, предполагающим стирание дистанции между собеседниками и нивелировкой их коммуникативных ролей.
- Опосредованным характером общения, который позволяет выразить в письменной форме то, что человек не осмелится произнести вслух.
Проблема вербальной агрессии в интернет-коммуникации не сводится только к определению ее проявлений, она гораздо шире рамок собственно лингвистических исследований и связана с проблемой общей речевой культуры интернет-общения.