Параметры коммуникативной ситуации онлайн-шопинга
Блогосфера является частью публичной коммуникации в Интернете. В настоящее время она продолжает активно развиваться, обогащаясь новыми жанровыми формами. Продуктивность данной части интернет-коммуникации обусловлена тем, что блогосфера востребована различными дискурсивными практиками: социальными, политическими, экономическими, рекламными, спортивными, педагогическими и проч. Будучи универсальной по способам и каналам передачи информации, блог выступает средством моделирования различных коммуникативных ситуаций в пространстве Интернета и формирует определенные речевые модели поведения, характерные для этих ситуаций.
Речевое поведение блогера представляет собой совокупность коммуникативных стратегий и тактики как части речевого имиджа автора и ведущего блога, которые используются как средство моделирования различных коммуникативных ситуаций.
Рассмотрим особенности коммуникативной ситуации онлайн-шопинга как устойчиво жанрового образования, функционирующего в современной блогосфере:
- Коммуникативная цель, реализуемая в данной коммуникативно-речевой ситуации, двояка: с одной стороны, это отзыв о товаре с точки зрения его потребителя, с другой – самопрезентация блогера как потребителя и знатока моды и брендов.
- Исходя из цели данной речевой ситуации, определяется и позиция автора: для логгера ситуация онлайн-шопинга является инструментом самопрезентации, комментирования и оценки брендов, а также способом вовлечения в содержание видео подписчиков, поскольку большинство видеороликов в формате онлайн-шопинга выступает как виртуальная экскурсия, отличающаяся интерактивностью.
- Гибридность жанровых параметров, которые сочетает в себе коммуникативная ситуация онлайн-шопинга. Это проявляется, в частности, в том, что автор использует различные коммуникативные стратегии, принадлежащие иным жанрам. Например, в коммуникативную структуру ситуации онлайн-шопинга могут быть включения жанровые компоненты дневника, заметки, комментария, экскурсии, обзора, совета и проч.
- Так как коммуникация в ситуации онлайн-шопинга происходит «здесь и сейчас» (хотя итоговый видеоролик является результатом предварительной работы), блогер активно вовлекает подписчиков в процесс восприятия и оценки коммуникативного события.
- Наконец, позиция адресата блога об онлайн-шопинге связана, с одной стороны, пассивным восприятием контента, с другой – с активным включение в обсуждение и оценки видеоролика.
Специфика речевого поведения блогера в ситуации онлайн-шопинга
Коммуникативные особенности ситуации онлайн-шопинга определяют и особенности речевого поведения блогера, которые можно представить как совокупности коммуникативно-речевых стратегий, реализуемых на протяжении всего общения:
- Прямая коммуникация со стремлением сократить дистанция между собой и подписчиком, создать иллюзию межличностного неформального общения. С этой целью используется обращение на «ты» и в единственном числе («Сегодня ты узнаешь…Ты поможешь мне выбрать новые кроссовки»). Также блогеры активно используют языковые маркеры совместного действия: «Сегодня мы с вами отправимся в ЦУМ». Атмосферу непринужденности создают номинации «дорогие друзья», «ребята», «милые девушки» и проч.
- Стратегия рекомендации, совета: блогер выступает как покупатель-профессионал, «эксперт», который может не только красиво представить ситуацию выбора и покупки, но и рекомендовать своему подписчику тот или иной бренд. С этой целью используются глаголы-перформативы («не советую», «не рекомендую»), а также языковые средства оценки (например, оценочная лексика, сравнения). Часто блогеры используют ссылку на личный опыт приобретения и использования вещи как основной аргумент в рекомендациях.
- Стратегия самопрезентации заключается в том, что блогер активно продвигает свою виртуальную личность в среде подписчиков. Тактики самопрезентации выражаются в оценках, которые дает блогер речевой ситуации и своим действия, в отношении к брендам, в манере общения с подписчиками, а также его позиции по отношению к ним. Блогер стремится быть другом, собеседником, советчиком, максимально сократив дистанцию между собой и аудиторией. Наоборот, стратегии, связанные с дискредитацией слушателя, практически не используются, а если и применяются, то призваны подчеркнуть, что подписчик что-то делает неправильно, но совет блогера может помочь ему исправить ситуацию. Например: «Уверена, что вы все совершаете эту ошибку в выборе джинсов. И сегодня я покажу вам, как этого избежать».
- Рекламные стратегии связаны с продвижением определенных брендов или услуг (в том числе и собственных). Реклама может быть как непреднамеренной (например, блогер просто рекомендует какой-то бренд исходя из качественных характеристик), а может быть целенаправленной, когда задачей блогера становится продвижение определенных товаров посредством своего канала.
Таким образом, специфика речевого поведения блогера в ситуации онлайн-шопинга связана с реализацией различных коммуникативных стратегий, составляющих часть ситуации шопинга и часть речевого портрета блогера.