Создание развивающей игровой среды при обучении письму
Формирование письменных навыков представляет собой сложный процесс, в котором задействованы различные умения: от моторных до фонематических. Большое значение в формировании этого навыка имеет мотивация, то есть комплекс психологических механизмов, лежащих в основе выполнения учебных действий.
Развитию интереса к такому виду деятельности как письмо, способствует применение игровых приемов и технологий, позволяющих перенести акцент с результата выполнения действий на сам процесс, избавив ребенка от страха ошибки и неуверенности в себе.
Процесс обучения письму сопровождается построением и развитием игровой среды – особого творческого деятельностного пространства, которое помогает сформировать необходимую мотивацию, а также развить навыки планирования, контроля и коррекции собственной деятельности.
Рассмотрим механизмы создания игровой среды при обучении письму.
Создание игровой ситуации – первый шаг к построению развивающей игровой среды. Игровая ситуация состоит из следующих компонентов:
- Цель игровой деятельности: в данном случае она сопряжена с решением учебной задачи формирования навыков письма. Игровое действие не является самоцелью, его применение призвано помочь ребенку освоить определенные навыки.
- Игровое действие – операциональный компонент игровой ситуации, который направлен на формирование определенных двигательных стереотипов.
- Игровой сценарий – последовательность этапов игры, объединенных сюжетно-смысловой логикой.
- Правила игровой деятельности – набор требований и условий к осуществлению игровых действий в ходе игры.
- Оборудование – игровой инвентарь.
Создавая развивающую игровую среду, учитель должен предложить детям интересный игровой сюжет, наполняющий деятельность личностно-значимым содержанием, помочь по-новому взглянуть на привычное школьное оборудование (письменные принадлежности, учебники и проч.), а также стимулировать их воображение и творческую активность.
Методика использования игровой технологии в обучении письму
Технология использования игровой ситуации в обучении письму состоит в том, чтобы создать целостный игровой контекст, включив в него необходимое учебное действие. Например, урок обучения письму выстраивается как игра-путешествие к неизведанной Планете Букв. Каждый ученик – космонавт, который должен «долететь» до финальной точки пути, то есть выполнить все задания урока. «Путешествовать» ученик будет с помощью «волшебной ракеты» - это ручка, к которой может быть прикреплен силуэт ракеты.
Само «путешествие» (сценарий учебной игры) состоит из нескольких этапов (станций), на которых чередуются различные виды заданий для активизации тех или иных учебных действий.
На этапе актуализации знаний и умений ученикам предлагаются задания в центре «Полетной подготовки». Это упражнения, направленные на активизацию моторной и зрительной координации:
- Закрасить геометрические фигурки определенного типа.
- Собрать пазлы (мозаику).
- Скопировать узор (его элементы).
- Заполнить картинку определенным элементом (узорами, геометрическими формами).
- Выложить из кружочков (риса, гороха) букву или фигурку по образцу.
- Обвести в кружок одинаковые фигурки (изображения) в корректурной пробе и проч.
Эти упражнения способствуют активизации внимания, помогают тренировать его переключаемость, готовят руку к письму.
На этапе знакомства с новым материалом осуществляют «Старт ракеты», выполняя задания, которые связаны с изучением нового элемента (буквы) и особенностей его начертания. Сначала ученики вместе с учителем анализируют образец написания, затем воспроизводят элемент в воздухе, а потом прописывают его в тетради. Чем ровнее и четче написан элемент, тем больше у ракеты шансов «взлететь». Ракета «стартует», когда у ребенка получается написать элемент (букву).
«Космическая одиссея» соответствует этапу закрепления умения. Здесь детям могут быть предложены различные задания:
- «Встреча с пришельцами»: нужно найти неправильно написанные буквы и исправить ошибки, записав их правильно.
- «Космическое ускорение»: писать букву без отрыва руки от бумаги столько, сколько это возможно, стараясь соблюдать разметку строк и одинаковую высоту.
- «Стыковка»: дети отрабатывают соединения изученной буквы с другими буквами алфавита.
- «Метеоритный поток»: ученики записывают как можно больше сочетаний, в которых есть изучаемая буква.
- «Звездный десант»: работа в парах или в группах над написанием букв и слов по образцу.
На этапе рефлексии можно использовать такую форму, как «Космическое послание»: дети с помощью специальных смайликов выражают свое отношение к уроку и оценивают работу на нем; на доске вывешиваются листы бумаги с написанными на нем лучшими образцами букв и слов, созданными во время урока.
В качестве домашнего задания детям можно предложить повторить дома одно из игровых упражнений урока, нарисовать портрет буквы и проч.
Таким образом, игровая среда в обучении письму развивает мотивационную составляющую деятельности и способствует более интенсивному и продуктивному усвоению предлагаемых учебных действий.