Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Составление «ментальных карт» на уроках русского языка

«Ментальная карта» и ее место в современной системе обучения

Стратегия современного образования связана с совершенствованием универсальной системы учебных действий, которые являются залогом успешного освоения учебной программы и развития личности. Сущность этой стратегии заключается в том, что на первый план выходят на предметные компетенции, а так называемые функциональные умения и навыки, позволяющие быстро ориентироваться в информации, анализировать и систематизировать ее, устанавливать связи, необходимые для понимания сущности изучаемых объектов, а также овладевать новыми способами деятельности. Эти навыки включают блоки, связанные с развитием эмоционально-волевой и личностной сферы, интеллектуальных способностей, коммуникативных компетенций и навыки организации и контроля деятельности.

Эти аспекты современного обучения ставят перед системой образования вопрос, связанный с поиском форм и методов формирования учебных действий и развитием когнитивных способностей учеников. Одним из таких приемов, позволяющих реализовать стратегии системно-деятельностного обучения, является составление «ментальных карт».

У этого понятия – «ментальная карта» - существуют многообразные синонимы: интеллект-карта, карта памяти, мыслительная карта, схема мышления, ассоциативная карта. Несмотря на многообразие синонимов, сущность и содержание понятия «ментальная карта» остается неизменным.

Определение 1

Ментальная карта – это педагогический и когнитивный прием, основанный на принципе визуализации информации для ее обработки и структурирования в процессе познания.

Сущность технологии составления ментальной карты отражает особенности человеческого мышления. Как предполагают ученые, когнитивные процессы организованы с помощью особых когнитивных механизмов структурирования информации – фреймов, представляющих собой ментальные структуры, в которых хранится информация. Фреймы структурированы и включают в себя более мелкие единицы хранения информации – слоты, в которых содержатся подструктурные элементы фрейма. Фреймы способны образовывать связи, иначе макроструктуры, благодаря которым происходит быстрый синтез информации, относящейся к разным аспектам.

«Составление «ментальных карт» на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Ментальная карта представляет собой графический аналог фреймовых структур, с помощью которых человек получает возможность структурировать информацию и представить ее в графическом виде.

Преимущества ментальной карты как технологии визуализации информации состоит в следующем:

  1. Наглядный характер и воздействие на зрительную память.
  2. Привлекательность приема как техники творческого, игрового представления информации.
  3. Свобода воплощения, простор для фантазии и реализации творческого потенциала.
  4. Гибкость, способность к изменению и дополнению.
  5. Новизна и интерес для учеников.

Составление «ментальных карт» на уроках русского языка

Составление ментальной карты предполагает реализацию следующих последовательных этапов:

  1. Подготовительный этап предполагает выбор объектов, которые станут материалом для ментальной карты, а также создание ассоциативного «поля» смыслов, связанного с этими объектами.
  2. Первичная обработка информации предполагает создание графического наброска, отражающего понятия и связи между ними. Как правило, в центре рисунка изображается базовое понятие, затем графически обозначаются его связи с другими понятиями. Если понятия имеют в своем составе какие-то дополнительные черты, свойства, то они также отмечаются в схеме. Также к понятиям добавляются значимые ассоциативные смыслы в виде рисунков, схем, значков и иных символов.
  3. Рефлексия предполагает оценку работоспособности ментальной карты и ее корректировку в случае необходимости.

Обучение составлению ментальной карты на уроках русского языка осуществляется поэтапно. Первоначально учитель знакомит детей с готовым примером ментальной карты, которую составляет сам. Очень важно организовать на уроке работу с картой, чтобы показать ученикам ее эффективность и полезность как познавательного инструмента. Так, педагог использует ментальную карту в качестве «шпаргалки», помогая детям вспомнить или закрепить изученный материал. Также он может организовать опрос по теме с опорой на ментальную карту, попросить составить связанный рассказ на лингвистическую тему или предложить выполнить практические задания, ориентируясь на алгоритмы, представленные в ментальной карте.

Следующий этап – совместное создание ментальной карты. Здесь применяются различные приемы работы:

  1. Обсуждение в микрогруппах.
  2. «Мозговой штурм».
  3. Смысловое чтение и обсуждение прочитанного.
  4. Учебная дискуссия.
  5. Самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой.

На более продвинутом уровне можно практиковать создание ментальных карт в группах с последующим обсуждением, сравнением, дополнением. Особенно эффективно разделить информацию так, чтобы каждая группа работала только над определенным аспектом темы, а в ходе совместного обсуждения работы была составлена общая ментальная карта, включающая элементы работы микрогрупп.

Наконец, на завершающем этапе составление ментальной карты становится частью самостоятельной работы как на уроке, так и дома. Это позволяет доиться большей осознанности в работе с материалом, повысить мотивацию к изучению предмета, создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

Дата последнего обновления статьи: 26.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot