«Ментальная карта» и ее место в современной системе обучения
Стратегия современного образования связана с совершенствованием универсальной системы учебных действий, которые являются залогом успешного освоения учебной программы и развития личности. Сущность этой стратегии заключается в том, что на первый план выходят на предметные компетенции, а так называемые функциональные умения и навыки, позволяющие быстро ориентироваться в информации, анализировать и систематизировать ее, устанавливать связи, необходимые для понимания сущности изучаемых объектов, а также овладевать новыми способами деятельности. Эти навыки включают блоки, связанные с развитием эмоционально-волевой и личностной сферы, интеллектуальных способностей, коммуникативных компетенций и навыки организации и контроля деятельности.
Эти аспекты современного обучения ставят перед системой образования вопрос, связанный с поиском форм и методов формирования учебных действий и развитием когнитивных способностей учеников. Одним из таких приемов, позволяющих реализовать стратегии системно-деятельностного обучения, является составление «ментальных карт».
У этого понятия – «ментальная карта» - существуют многообразные синонимы: интеллект-карта, карта памяти, мыслительная карта, схема мышления, ассоциативная карта. Несмотря на многообразие синонимов, сущность и содержание понятия «ментальная карта» остается неизменным.
Ментальная карта – это педагогический и когнитивный прием, основанный на принципе визуализации информации для ее обработки и структурирования в процессе познания.
Сущность технологии составления ментальной карты отражает особенности человеческого мышления. Как предполагают ученые, когнитивные процессы организованы с помощью особых когнитивных механизмов структурирования информации – фреймов, представляющих собой ментальные структуры, в которых хранится информация. Фреймы структурированы и включают в себя более мелкие единицы хранения информации – слоты, в которых содержатся подструктурные элементы фрейма. Фреймы способны образовывать связи, иначе макроструктуры, благодаря которым происходит быстрый синтез информации, относящейся к разным аспектам.
Ментальная карта представляет собой графический аналог фреймовых структур, с помощью которых человек получает возможность структурировать информацию и представить ее в графическом виде.
Преимущества ментальной карты как технологии визуализации информации состоит в следующем:
- Наглядный характер и воздействие на зрительную память.
- Привлекательность приема как техники творческого, игрового представления информации.
- Свобода воплощения, простор для фантазии и реализации творческого потенциала.
- Гибкость, способность к изменению и дополнению.
- Новизна и интерес для учеников.
Составление «ментальных карт» на уроках русского языка
Составление ментальной карты предполагает реализацию следующих последовательных этапов:
- Подготовительный этап предполагает выбор объектов, которые станут материалом для ментальной карты, а также создание ассоциативного «поля» смыслов, связанного с этими объектами.
- Первичная обработка информации предполагает создание графического наброска, отражающего понятия и связи между ними. Как правило, в центре рисунка изображается базовое понятие, затем графически обозначаются его связи с другими понятиями. Если понятия имеют в своем составе какие-то дополнительные черты, свойства, то они также отмечаются в схеме. Также к понятиям добавляются значимые ассоциативные смыслы в виде рисунков, схем, значков и иных символов.
- Рефлексия предполагает оценку работоспособности ментальной карты и ее корректировку в случае необходимости.
Обучение составлению ментальной карты на уроках русского языка осуществляется поэтапно. Первоначально учитель знакомит детей с готовым примером ментальной карты, которую составляет сам. Очень важно организовать на уроке работу с картой, чтобы показать ученикам ее эффективность и полезность как познавательного инструмента. Так, педагог использует ментальную карту в качестве «шпаргалки», помогая детям вспомнить или закрепить изученный материал. Также он может организовать опрос по теме с опорой на ментальную карту, попросить составить связанный рассказ на лингвистическую тему или предложить выполнить практические задания, ориентируясь на алгоритмы, представленные в ментальной карте.
Следующий этап – совместное создание ментальной карты. Здесь применяются различные приемы работы:
- Обсуждение в микрогруппах.
- «Мозговой штурм».
- Смысловое чтение и обсуждение прочитанного.
- Учебная дискуссия.
- Самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой.
На более продвинутом уровне можно практиковать создание ментальных карт в группах с последующим обсуждением, сравнением, дополнением. Особенно эффективно разделить информацию так, чтобы каждая группа работала только над определенным аспектом темы, а в ходе совместного обсуждения работы была составлена общая ментальная карта, включающая элементы работы микрогрупп.
Наконец, на завершающем этапе составление ментальной карты становится частью самостоятельной работы как на уроке, так и дома. Это позволяет доиться большей осознанности в работе с материалом, повысить мотивацию к изучению предмета, создать условия для реализации творческого потенциала учеников.