Смотр знаний как форма контроля по русскому языку в школе
Формы контроля по русскому языку в школе должны отличаться разнообразием, поскольку они охватывают разные аспекты языковых знаний и умений. Однако традиционно преобладают такие формы работы по проверке знаний как диктант, осложненное списывание, тест, изложение. При этом другие формы контроля, например, зачет, викторина, деловая игра, используются мелко в силу различных причин. С одной стороны, это обусловлено трудоемкостью данных форм организации контроля. С другой стороны, это связано с незначительной эффективностью данных форм в оценке предметных достижений, их игровым и развлекательным характером. Однако и такие формы контроля необходимы, поскольку они носят развивающий характер, позволяют оценить уровень развития метапредметных навыков, степень осознанности в решении лингвистических задач, проверить, насколько у учащихся развиты навыки групповой коммуникации и умение решать нестандартные задания, применяя полученные знания.
Смотр знаний выступает как форма нестандартной организации контроля, которая используется для создания условий публичной демонстрации уровня обученности по предмету в разнообразной, в том числе творческой и игровой учебной деятельности.
Смотр знаний организуется как открытый урок с участием приглашенных экспертов, гостей и жюри. Участники смотра показывают свои знания и навыки публично, что предполагает развитие навыков выступления коммуникации в группе, аргументации своей позиции, развивает уверенность и смекалку.
Цели проведения смотра знаний по русскому языку состоят в следующем:
- Продемонстрировать уровень успеваемости учащихся, а также уровень сформированности основных предметных навыков.
- Создать положительный эмоциональный настрой, способствующий продуктивной учебной деятельности.
- Привлечь коллег, родителей, представителей общественности к оценке результатов обучения.
- Определить уровень развития коммуникативных навыков учащихся, степень готовности к публичной презентации своих умений и навыков.
- Выявить пробелы в системе знаний и умений по теме и определить пути из решения.
- Организовать совместную работу учащихся на уроке, задействовав в учебном процессе учащихся с различным уровнем подготовки.
Содержание и особенности организации смотра знаний по русскому языку
В качестве заданий для смотра знаний можно использовать различные варианты организации учебной работы:
- Игровые задания, например, лингвистические ребусы, загадки, викторины, кроссворды.
- Творческие задания, к примеру, инсценировки, диалоги, театрализованные представления, песни и частушки на лингвистические темы. Эти задания можно предусмотреть в качестве домашней работы к уроку – смотру знаний. На самом занятии учащиеся презентуют свои творческие разработки по предмету, например, показывают сценки, разыгрывают диалоги, исполняют песни и проч.
- Задания на логику и смекалку: вопросы по русскому языку «с подвохом», лингвистические головоломки и пазлы, филворды.
- Задания исследовательского характера: поиск информации в Интернете, в том числе работа с электронными словарями и базами данных, анализ текстов, использование дополнительных источников (справочников, энциклопедий) для поиска ответа на вопрос или решения задачи.
- Задания на проектирование, например, создание лингвистического плаката, социальной рекламы с целью продвижения русского языка, лингвистической сказки и проч.
Широкий спектр возможностей, которые предоставляет смотр знаний, позволяет учителю выбирать различные упражнения, которые позволяют в нестандартной форме проверить уровень знаний и умений учащихся. При этом нестандартный характер заданий, их разнообразие позволяет учащимся активно включаться в работу на уроке, проявлять творческие способности, демонстрировать навыки командной работы.
Смотр знаний – форма контроля, которая требует значительной предварительной подготовки, которая заключается в планировании мероприятия, подборе содержания, определении видов деятельности на уроке, способов оценки результатов деятельности учащихся.
Как правило, смотр знаний предполагает не только публичную демонстрацию уровня обученности, но и публичную оценку достижений учащихся приглашенным жюри. Такая оценка осуществляется по заранее разработанным критериям, к которым можно отнести, например, точность и оригинальность ответа, быстроту реакции и полноту представленных сведений, навыки командной работы и степень аргументации своей точки зрения.
Преимущества смотра знаний как формы контроля заключаются в его творческом и неформальном характере, который позволяет каждому учащемуся раскрыть свой потенциал, продемонстрировать навыки работы в команде.
Особую роль в организации смотра знаний играют представители родительской общественности. Их привлечение к участию в данной форме контроля позволяет наладить взаимодействие семьи и школы, позволяет родителям оценить работу ребенка на уроке, а также познакомиться с приемами и методами современного школьного обучения.