Сказка как дидактический материал на занятиях РКИ
Произведения устного народного творчества являются востребованным материалом при организации учебно-воспитательной работы с детьми. Роль фольклора велика в тех случаях, когда ребенок испытывает трудности с адаптацией к новым культурным реалиям и условиям жизни. В этой ситуации сказка выступает инструментом социализации, понятным, близким и доступным инофону, в родной культуре которого также есть собственный сказочный фольклор. Чтение русских народных сказок помогает понять основы ментальности и духовной культуры народа, а также расширяет круг языковых компетенций, знакомя детей с различными лингвистическими явлениями: идиомами, безэквивалентной лексикой, разнообразными моделями грамматических конструкций.
Сказка выступает как дидактический инструмент в обучении детей-инофонов русскому языку. Использование ее на уроке и для самостоятельной работы дома:
- Улучшает произношение, понимание устной и письменной речи.
- Совершенствует навыки чтения и пересказа.
- Обогащает словарь и грамматическую базу.
- Знакомит с различными коммуникативными ситуациями.
- Совершенствует навык письма.
Преимущества сказки как дидактического средства заключаются в следующем:
- Сказка обладает увлекательным сюжетом, поэтому интересна детям, вносит в занятие элемент новизны, разнообразит его содержание.
- Использование сказок позволяет тренировать различные виды речевой деятельности: чтение (в том числе и чтение по ролям), говорение (пересказ, ответы на вопросы), слушание (восприятие сказки на слух), письмо (выполнение упражнений по тексту).
- Сказка может быть адаптирована под любой уровень языковых знаний. Более короткие сказки используются на начальном этапе владения языком, более длинные сюжетные произведения предназначены для учеников с высоким уровнем языковых умений и навыков.
Методические аспекты использования сказки на уроке
Методика работы со сказкой на уроках РКИ включает следующие этапы:
- Подготовительный этап, цель которого заключается в знакомстве учеников с тематикой сказки, новой лексикой, идиомами, которые им встретятся в процессе чтения.
- Основной этап, суть которого состоит в работе с текстом сказки: чтение, выявление уровня понимания содержания, изучение языковых особенностей сказки, а также усвоение необходимых лексико-грамматических знаний.
- Заключительный этап, предполагающий формулировку выводов, оценку собственной работы на занятии.
Рассмотрим варианты заданий, которые может использовать учитель на каждом этапе для активизации учебной деятельности детей-инофонов.
На подготовительном этапе, предшествующем знакомству с текстом сказки, ученики выполняют следующие задания:
- Прочитать слова, записанные на доске (изображенные на слайде), и подумать, что они означают.
- Прочитать новые слова, соотнести их с иллюстрациями, которые появятся на экране.
- Соотнеси слово и его значение.
- Прочитать фразеологизмы, устойчивые выражения, записанные на доске, а затем познакомиться с их толкованием в словаре (на слайдах презентации).
- Составить с новыми словами и идиомами предложения (словосочетания) по образцу.
- Прочитать заглавие сказки, объяснить, что оно значит, подумать и ответить, о чем может быть эта сказка.
- На основном этапе происходит чтение сказки и работа над ее языком:
- Прочитайте сказку вслух (по цепочке, по ролям). Вариант задания – прослушайте чтение сказки, а затем прочитайте ее сами выразительно.
- Найдите в сказке новые слова и выражения, над которыми вы работали в начале урока; подумайте, что они означают в тексте сказки.
- Ответьте на вопросы после сказки (также можно предложить игру «Верю / не верю»: учитель произносит утверждения, касающиеся текста сказки, а ученики отмечают их как верные или неверные).
- Заполните таблицу «Характеристика героев сказки», описав их облик, характер, поступки, отношение к другим героям.
- Восстанови правильную последовательность событий в сказке.
- Отгадай героя сказки по описанию или его речи.
- Выпиши из указанного фрагмента сказки глаголы (прилагательные, существительные, наречия), определи их значение, составь с ними словосочетания.
- Найди в тексте сказки предложения (словосочетания), соответствующие записанным на доске схемам.
- Найди в тексте сказки изобразительно-выразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения).
На заключительном этапе детям можно предложить творческие задания:
- Написать синквейн на тему урока.
- Назвать пять вещей, которые больше всего понравились во время занятия.
- Оценить свою работу по пунктам (заполнить лист самооценки).
В качестве домашнего задания предлагается написать небольшое сочинение на тему, связанную со сказкой, или посмотреть мультипликационную версию сказки и сравнить ее с текстом (в виде таблицы или устного сообщения).
Сказка не является единственным способом совершенствования речевых навыков, поэтому в работе ее необходимо сочетать с другими типами текстов: художественными, научно-популярными, публицистическими.