Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сказка как дидактический материал на занятиях РКИ

Сказка как дидактический материал на занятиях РКИ

Произведения устного народного творчества являются востребованным материалом при организации учебно-воспитательной работы с детьми. Роль фольклора велика в тех случаях, когда ребенок испытывает трудности с адаптацией к новым культурным реалиям и условиям жизни. В этой ситуации сказка выступает инструментом социализации, понятным, близким и доступным инофону, в родной культуре которого также есть собственный сказочный фольклор. Чтение русских народных сказок помогает понять основы ментальности и духовной культуры народа, а также расширяет круг языковых компетенций, знакомя детей с различными лингвистическими явлениями: идиомами, безэквивалентной лексикой, разнообразными моделями грамматических конструкций.

Сказка выступает как дидактический инструмент в обучении детей-инофонов русскому языку. Использование ее на уроке и для самостоятельной работы дома:

  1. Улучшает произношение, понимание устной и письменной речи.
  2. Совершенствует навыки чтения и пересказа.
  3. Обогащает словарь и грамматическую базу.
  4. Знакомит с различными коммуникативными ситуациями.
  5. Совершенствует навык письма.

Преимущества сказки как дидактического средства заключаются в следующем:

  1. Сказка обладает увлекательным сюжетом, поэтому интересна детям, вносит в занятие элемент новизны, разнообразит его содержание.
  2. Использование сказок позволяет тренировать различные виды речевой деятельности: чтение (в том числе и чтение по ролям), говорение (пересказ, ответы на вопросы), слушание (восприятие сказки на слух), письмо (выполнение упражнений по тексту).
  3. Сказка может быть адаптирована под любой уровень языковых знаний. Более короткие сказки используются на начальном этапе владения языком, более длинные сюжетные произведения предназначены для учеников с высоким уровнем языковых умений и навыков.

Методические аспекты использования сказки на уроке

Методика работы со сказкой на уроках РКИ включает следующие этапы:

«Сказка как дидактический материал на занятиях РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Подготовительный этап, цель которого заключается в знакомстве учеников с тематикой сказки, новой лексикой, идиомами, которые им встретятся в процессе чтения.
  2. Основной этап, суть которого состоит в работе с текстом сказки: чтение, выявление уровня понимания содержания, изучение языковых особенностей сказки, а также усвоение необходимых лексико-грамматических знаний.
  3. Заключительный этап, предполагающий формулировку выводов, оценку собственной работы на занятии.

Рассмотрим варианты заданий, которые может использовать учитель на каждом этапе для активизации учебной деятельности детей-инофонов.

На подготовительном этапе, предшествующем знакомству с текстом сказки, ученики выполняют следующие задания:

  1. Прочитать слова, записанные на доске (изображенные на слайде), и подумать, что они означают.
  2. Прочитать новые слова, соотнести их с иллюстрациями, которые появятся на экране.
  3. Соотнеси слово и его значение.
  4. Прочитать фразеологизмы, устойчивые выражения, записанные на доске, а затем познакомиться с их толкованием в словаре (на слайдах презентации).
  5. Составить с новыми словами и идиомами предложения (словосочетания) по образцу.
  6. Прочитать заглавие сказки, объяснить, что оно значит, подумать и ответить, о чем может быть эта сказка.
  7. На основном этапе происходит чтение сказки и работа над ее языком:
  8. Прочитайте сказку вслух (по цепочке, по ролям). Вариант задания – прослушайте чтение сказки, а затем прочитайте ее сами выразительно.
  9. Найдите в сказке новые слова и выражения, над которыми вы работали в начале урока; подумайте, что они означают в тексте сказки.
  10. Ответьте на вопросы после сказки (также можно предложить игру «Верю / не верю»: учитель произносит утверждения, касающиеся текста сказки, а ученики отмечают их как верные или неверные).
  11. Заполните таблицу «Характеристика героев сказки», описав их облик, характер, поступки, отношение к другим героям.
  12. Восстанови правильную последовательность событий в сказке.
  13. Отгадай героя сказки по описанию или его речи.
  14. Выпиши из указанного фрагмента сказки глаголы (прилагательные, существительные, наречия), определи их значение, составь с ними словосочетания.
  15. Найди в тексте сказки предложения (словосочетания), соответствующие записанным на доске схемам.
  16. Найди в тексте сказки изобразительно-выразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения).

На заключительном этапе детям можно предложить творческие задания:

  1. Написать синквейн на тему урока.
  2. Назвать пять вещей, которые больше всего понравились во время занятия.
  3. Оценить свою работу по пунктам (заполнить лист самооценки).

В качестве домашнего задания предлагается написать небольшое сочинение на тему, связанную со сказкой, или посмотреть мультипликационную версию сказки и сравнить ее с текстом (в виде таблицы или устного сообщения).

Сказка не является единственным способом совершенствования речевых навыков, поэтому в работе ее необходимо сочетать с другими типами текстов: художественными, научно-популярными, публицистическими.

Дата последнего обновления статьи: 30.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot