Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система нестандартных приемов словообразовательной работы на уроках русского языка

Роль нестандартных приемов изучения словообразования в школе

Словообразовательные навыки являются важной частью языковой подготовки, обеспечивая базу для развития орфографической зоркости и умений правильного письма. Между тем курс словообразования, изучаемый в школе, является недостаточным с точки зрения продолжительности и глубины проникновения в тему. Поэтому учителю необходимо актуализировать словообразовательные навыки, используя на уроке нестандартные формы работы, раскрывающие способы образования слов.

Использование нестандартных методов изучения словообразования решает ряд важных задач:

  1. Обеспечивает мотивацию и поддержание познавательного интереса.
  2. Формирует потребность в анализе структуры слова.
  3. Помогает устанавливать словообразовательные связи между словами, что является важной частью развития правописных навыков, основанных на принципе единообразного воспроизведения морфем.
  4. Развивает языковое чутье.
  5. Помогает закрепить способы образования слов.
  6. Способствует развитию словарного запаса.
  7. Обогащает представления о роли средств словообразования в речи, а также их значении и употреблении.
  8. Является средством профилактики возникновения словообразовательных ошибок.
Определение 1

Нестандартные формы работы по словообразованию представляют собой приемы, основанные на применении элементов геймификации, творческих заданий в учебном процессе.

Занимательность проявляется как в форме, так и в содержании учебного материала, который подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Система нестандартных приемов словообразовательной работы на уроках русского языка

Рассмотрим некоторые приемы занимательной работы по словообразованию, которые могут быть использованы на уроках русского языка.

Словообразовательный конструктор. Это игровое упражнение, ориентирующее детей на освоение определенных словообразовательных моделей. Например, учитель предлагает детям образовать слова со значением лица по профессии от существительных при помощи суффиксов -ист, -тель: машинист, пианист, учитель, строитель.

Другое упражнение – словообразовательные превращения. Суть задания состоит в том, что учитель дает ученикам исходное и конечное слова словообразовательной цепи и просит восстановить все превращения слов. Например, дается два слова: «рад» и «безрадостность». Ученики восстанавливают словообразовательную цепь: рад – радость – радостный – безрадостный – безрадостность.

«Система нестандартных приемов словообразовательной работы на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Интересной формой организации групповой работы является словообразовательный квест. Он может использоваться и как форма соревновательной работы при проведении языковых конкурсов. Учитель предлагает детям прохождение станций, связанных с решением различных словообразовательных задач. К примеру, сравнить морфемный состав слов «купец» и «огурец» и объяснить как они образованы; образовать как можно больше слов с корнем «сад»; найти в тексте (предложении) слово, образованное определенным способом; придумать как можно больше слов с элементом -вод-: коневод, пчеловод, растениевод, водопровод и проч.

Нестандартным видом работы является и проведение игр в формате популярных телевизионных передач или шоу. Например, можно организовать повторение материалов по словообразованию в виде «Своей игры». Игровое поле делится на ряд разделов, соответствующих разным аспектам изучения способов образования: сложение основ, аффиксальные способы, лексико-синтаксический способ, лексико-семантический способ. В каждом разделе формируется система заданий и вопросов с нарастанием сложности, за выполнение которых присваивается определенное количество баллов. Суть игры состоит в том, чтобы выполнить как можно больше заданий правильно и обогнать соперников в счете.

Творческие приемы словообразовательной работы

Творческие формы работы помогают не только закрепить словообразовательные навыки, но и стимулируют воображение, развивают ассоциативную память и креативное мышление.

К творческим формам можно отнести следующие типы заданий:

  1. Создание лэпбука (тематической книжки-раскладушки) по способам словообразования. Преимущество этой работы заключается в том, она позволяет взглянуть на привычный предмет изучения по-новому, проявить фантазию, структурировать материал на основе личных предпочтений и представлений. Несомненным плюсом такой работы является ее самостоятельный характер: ученику нет необходимости списывать или пользоваться готовыми образцами, поэтому его внимание сосредоточено на качестве и оригинальности создаваемого учебного продукта.
  2. Создание учебных иллюстраций к словообразовательным темам. Это прием помогает визуализации языковых моделей, развивая ассоциативную память. Например, образование слов с помощью суффиксов представляется в виде иллюстрации, на которой изображается ящерица, сбрасывающая хвосты – суффиксы. Приставочная деривация предстает в образе многоглавого дракона и проч.
  3. Словесное творчество, основанное на приемах сторителлинга: придумывание сказок, историй, которые посвящены способам словообразования. Так, дети придумывают сказку «Как появились сложные слова»: однажды слова выбрались из словаря и отправились гулять по свету, но угодили в чан с клеем; когда они выбрались оттуда, то нечаянно приклеились друг к другу; так и появились слова типа «самовар, дымоход, пулемет» и проч.

Данные формы работы способствуют более активному усвоению теоретических сведений в области словообразования, а также развивают мышление и речь учеников.

Дата последнего обновления статьи: 08.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot