Место шуточных стихотворений Л. Кэрролла в языковом обучении
Введение в урок русского языка нестандартных заданий, ориентирующих школьников на применение полученных знаний в новых условиях, благотворно влияет на развитие навыков творческого мышления, а также повышает интерес к изучению русского языка. Интересной формой работы на уроке является использование в качестве дидактического материала тех произведений мировой литературы, которые построены на принципе намеренной языковой игры. К таким текстам можно придумать разнообразные задания и упражнения, которые развивают языковое чутье и приучают к анализу явлений языка.
Шуточные стихотворения Л. Кэрролла содержатся в его книгах «Алиса в Стране чудес», а также «Алиса в Зазеркалье» и «Охота на Снарка». Русскому читателю они доступны в различных переводах, в которых отчасти передана языковая игра оригинала. Наиболее известным среди русскоязычных читателей является стихотворение «Бармаглот», построенное на принципах словотворчества, рождающего неповторимую образность этого произведения и одновременно придающих ему пародийный оттенок. Существуют также другие стихотворения, которые были написаны Кэрроллом как пародии на стихотворения английских поэтов-классиков.
Методика использования шуточных стихотворений на уроках русского языка
Для работы на уроке можно выбрать одно из стихотворений, используя различные типы заданий, связных с разными языковыми явлениями. Рассмотрим введение в урок в качестве дидактического материала стихотворения «Бармаглот».
Перед началом работы необходимо рассказать детям о творчестве Л. Кэрролла, а также о поэтике абсурда и языковой игре, которые часто использовались в его текстах.
Первоначальная работа с текстом строится на чтении стихотворения вслух и последующей беседе, в ходе которой учитель выясняет первое впечатление о прочитанном. Во время беседы можно также высказать предположения относительно сюжета стихотворения, отметить, какие образы оно вызывает, а также выдвинуть гипотезу о смысле языковой игры, которую использует автор. В частности, дети приходят к выводу, что языковая игра, используемая Кэрроллом, является средством пародийного осмысления героического сюжета о победе над Бармаглотом.
Затем можно переходить к лингвистическому анализу текста и работе со специально подобранной системой упражнений, направленных на развитие различных языковых навыков.
Материал стихотворения «Бармаглот» может быть использован для следующих заданий:
- Словообразовательный анализ. Текст задания формулируется следующим образом: определить, каким способом и по какой модели образованы слова из стихотворения: пылкает, глущоба, храброславленный и др. Это задания помогает увидеть, что за языковой игрой скрываются реальные механизмы словообразования, которые помогают включить авторские неологизмы в словообразовательные модели, характерные для живого языка.
- Лексико-семантический анализ: определить значение слов «барабардает», «хливкие», «хрюкотали», «зелюки» и других. Это задание направлено на соотнесении фонетико-графического облика слова с его семантикой и внутренней формой (то есть тем образным представлением, которое возникает в результате восприятия слова в процессе речи). Кроме этого, задание помогает мыслить нестандартно и устанавливать ассоциативные семантические связи. Например, окказионализм «хрюкотали» соотносится сразу с двумя глаголами «хрюкали» и «бормотали», что позволяет определить значение этого слова, как «производили непрерывные звуки, напоминающие приглушенное хрюканье».
- Морфологический анализ: определить частеречную принадлежность или грамматические признаки слов, использованных в стихотворении; выписать из стихотворения все глаголы (существительные, прилагательные).
- Синтаксический анализ: выписать из стихотворения словосочетания, построенные по определенной модели (например, «глагол + существительное»); разобрать предложение по членам; найти односоставные / сложные предложения.
- Стилистический анализ: найти слова «высокого» (поэтического) стиля и определить их стилистическую функцию в тексте.
Помимо собственно лингвистических заданий также можно придумать и задания творческого характера:
- «Перевести» стихотворение «Бармаглот» на русский язык.
- Нарисовать иллюстрации к стихотворению.
- Составить «словарик» новых слов из стихотворения «Бармаглот» и придумать с ними предложения.
- Придумать собственные «новые» слова по аналогии со словотворчеством «Бармаглота» (например, ужастрашный миг, брострый меч).
- Сопоставить разные переводы стихотворения на русский язык и сделать вывод об их сходстве и различии.
Эти и другие задания, которые использует учитель, привлекая материал шуточных стихотворений Кэрролла, помогает детям не только глубже проникнуть в сущность системных языковых явлений, но и развивает навыки гибкого, креативного языкового мышления.