Характеристика школьных лингвистических словарей
Словарь представляет собой учебно-научное издание, содержащее перечень лексем в алфавитном (или ином порядке), объединенных по какому-либо принципу.
В зависимости от функции выделяют лингвистические и энциклопедические словари: первые посвящены лексическому составу языка, вторые – понятиям, явлениям, событиям, охватывающим различные сферы жизни. Лингвистический словарь расширяет сведения о языке, энциклопедический – о мире в целом.
Особняком среди лингвистических словарей стоят переводные издания, предназначенные для изучающих иностранные языки. Они содержат, как правило, лексический материал двух языков, представленный в сопоставительном отношении, где каждому слову иностранного языка подобран русский семантический эквивалент.
Одноязычные словари посвящены нормам конкретного языка (в данном случае русского языка) и подразделяются на две большие группы:
- Толковые – издания, раскрывающие значения слов.
- Аспектные – словари, посвященные каким-то лингвистическим явлениям или отдельным уровням языковой системы (словари антонимов, омонимов, синонимов, паронимов, словообразовательные, этимологические и иные).
Рассмотрим наиболее часто используемые в практике преподавания словари. При изучении вопросов, связанных со значением слов, в основном обращаются к «Толковому словарю» под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Также авторитетом пользуется «Школьный толковый словарь» М. С. Лапатухина. Различаются словари количеством слов и качеством словарных статей. Словарь С.И. Ожегова ориентирован не только на учеников школы, но на широкий круг читателей, ищущих нормативное пособие для повышения уровня речевой культуры. Словарь М.С. Лапатухина предназначен для школьников, поэтому содержит меньшее количество слов, а в словарных статьях больше внимания уделено грамматическим вопросам, а также правилам словоупотребления.
Востребованными на уроках являются и иные лексические словари – синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также фразеологические словари. Наиболее известными из них являются «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» под редакцией В.П. Жукова. Ученики с интересом читают и статьи «Словаря крылатых слов и выражений», изданного Н.С. и М.Г. Ашукиными.
На практике школьники часто встречаются с трудными случаями морфемного членения или образования слов. Поэтому целесообразно приучать их обращаться за справкой к «Школьному словообразовательному словарю» А.Н. Тихонова, а также «Школьному словарю строения слов» З.А. Потихи.
Настольной книгой школьника также являются орфографические словари под редакцией М.Т. Баранова или Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова.
Работа с лингвистическими словарями при изучении русского языка
Использование лингвистических словарей на уроках русского языка является важной частью работы по формированию грамотности, обогащению словарного запаса, расширению грамматических сведений.
Методика работы со словарём зависит от специфики издания, однако есть общие принципы, на которые должен ориентироваться учитель:
- Обязательное знакомство с типом словаря и его предназначением, а также со структурой словарной статьи и теми сведениями, которые можно из неё извлечь.
- Обучение приёмам работы со словарём: поиск нужного слова, уточнение по словарю дополнительных сведений, касающихся переносного значения, употребления в составе фразеологических единиц, стилистических и экспрессивных помет, грамматических категорий и проч.
- Использование словарей при редактировании собственных письменных высказываний.
Обучение пользоваться словарем строения слов или словообразовательным словарем также имеет свои особенности. В таких словарях, как правило, применяется гнездовой принцип организации языкового материала, что представляет для школьников трудности в поиске нужного слова. Кроме этого, ученик не всегда ориентируется в группах родственных слов и не может связать их в одно словообразовательное гнездо.
Практика показывает, что даже использованию орфографического словаря на уроках надо уделять отдельное внимание, потому что ученики нередко не понимают суть уточняемой орфограммы и ищут в словаре заведомо ненормативный вариант, которого там просто не может быть. Не всегда школьники хорошо ориентируется в алфавитном составе русского языка, поэтому поиск нужного слова занимает значительное время. Поэтому педагог должен ввести в структуру урока разные типы упражнений, связанных с организацией работы со словарями:
- Проверь по словарю написание слов в тексте.
- Составь предложение с данным словом в одном из представленных значений.
- Определи, сколько значений имеет слово. Сравни свои наблюдения с информацией, представленной в словаре.
- Исправь ошибки в написании (или употреблении слов, постановке ударения), используя соответствующие словари.
- Подбери к словам антонимы (синонимы) и проверь себя по словарю.
- Определи, из кого словаря взята данная информация, а также лингвистические сведения, которые она содержит.
- Составь словарную статью по образцу.
- Подготовь сообщение о словаре и его создателе.
Применение словарей на уроках русского языка помогает значительно расширить круг лингвистических представлений и способствует речевому развитию школьников.