Электронная форма коммуникации и ее особенности
Научно-технический прогресс последних десятилетий привел к активному развитию компьютерных технологий. Повсеместное проникновение сетевых ресурсов в жизнь общества, цифровизация многих сторон социальной жизни привела к возникновению наряду с письменным и устным общением новой формы коммуникации — электронной.
Электронная форма коммуникации - это особая разновидность речевого взаимодействия, осуществляемого посредством компьютерных технологий в виртуальной среде. Сюда относятся общение в социальных сетях, переписка посредством мессенджеров, коммуникация на публичных форумах, обмен репликами в комментариях и проч.
Электронная коммуникация обладает своей спецификой, отличающей ее от традиционных форм общения. К особенностям общения в интернете можно отнести:
- Анонимность и, как следствие, снижение степени персональной ответственности за свое речевое поведение.
- Свобода, отсутствие цензуры и демократизм помогают сделать коммуникацию более непринуждённой и в то же время приводят к ложному чувству речевой вседозволенности. Поэтому интернет-сообщество вырабатывает собственные неписаные правила коммуникации (нетикет), призванные регулировать поведение участников.
- Трансформация речевого высказывания, превращение его в поликодовый текст, основанный на текстовом, гипертекстовом и визуальном рядах. Пользователь получает возможность общаться не только с помощью привычных языковых средств, но и использовать специальные символы-маркеры состояния эмоций (эмотиконы), включать в высказывания видеоряд (картинки, демотиваторы, мемы, ролики) или чужой текст посредством создания гиперссылки.
- Изменению подвергаются традиции правописания. С одной стороны, отсутствие контроля компенсируется наличием встроенных орфографических редакторов, которые упрощают процесс набора и редактирования текста. С другой - появляется собственное арго, обслуживающее субкультуру интернет-пользователей, в котором возникают свои "нормы" письменной речи ("язык падонкафф / олбанский язык).
Эти особенности электронной коммуникации определяют функционирование русского языка в интернете.
Русский язык в интернете
Рассмотрим подробнее специфику развертывания разных уровней языковой системы в процессе интернет-коммуникации.
Графика и орфография:
- Использование графической системы иностранных языков, транслитерация английских слов средствами русской графики (креатифф, онлайн, логин и проч.).
- Замена графических символов пиктограммами (эмотиконами).
- Сближение правописных норм с произносительными, принцип фонетического письма (кароче, ищо) или, наоборот, орфографическая гиперкоррекция (типо, кортон).
- Возникновение письменной формы арго (аффтар, ржунимагу, выпей йаду).
Лексика:
- Активный процесс образования новых слов (ава/аватар, статус, пост/репост/постить/репостить).
- Развитие компьютерного жаргона и сленга (лагать, баг, залогиниться, твитнуть, читер, клава - клавиатура и проч.).
- Появление нового класса слов субъективной оценки - заимствованных аббревиатур (лол - "очень смешно", рофл - "падаю от смеха", имхо - "я думаю").
- Преобладание заимствований из английского языка (мессендж - сообщение, браузер - программа просмотра интернет-страниц).
- Проникновение в речевую практику вульгаризмов, обсценной лексики и мата.
Грамматика:
- Многочисленные случаи нарушения норм морфологии (едь сюда, более умнее, ихний).
- Ошибки управления (иди до меня), согласования (США хочет).
- Синтаксис, характерный для разговорной речи: инверсия (Смотри я тебе написал что в конце), неполные предложения, преобладание простых конструкций, парцелляция (Да он. Был такой. Всегда - и даже сейчас).
- Активное цитирование (репост чужого текста, включение в собственное высказывание ссылок на различные источники).
Речевые тактики:
- Хейтерство - стратегия коммуникации, предполагающая негативный отзыв о чужом высказывании. В основе хейтерства лежит вербальная агрессия как тактика речевого поведения индивида хейтерства преследует многообразные цели, в том числе может быть признаком виртуальной травли (кибербуллинг). Иногда хейтерские стратегии используются в целях повышения внимания, разжигания интереса к какой-либо публикации. В этом случае хейтспич (негативный отзыв) выполняет функцию "рекламы" определенной информации.
- Троллинг - разновидность провокации. К троллингу примыкает и пранкерство, которое является не лингвистическим, а поведенческим феноменом. Троллинг зачастую проявляется как речевой акт, направленный на откровенную издевку, насмешку над собеседником. Разновидностью собственно лингвистического троллинга можно считать публикации так называемых Grammar Nazi - сообществ, группирующихся вокруг интернет-мема за чистоту русского языка. Комментарии граммар-наци под чужими публикациями имеют целью дискредитировать собеседника за счёт указания на его безграмотность или путём вовлечения его в (псевдо)лингвистическую полемику.
Перечисленные особенности функционирования русского языка в интернете позволяют сделать вывод об активном процессе формирования нового социолекта - языка виртуальной среды общения, который надстраивается над системой литературного языка, трансформируя его нормы и традиции. Поскольку интернет является публичной сферой взаимодействия и оказывает влияние на речевую практику, статус языка интернета нуждается в упорядочении и этическом контроле.