Русский язык: связь словообразования и орфографии
Словообразование и орфография являются двумя разделами функциональной природы. В отличие от структурных разделов, к которым относятся фонетика, морфемика, лексика и синтаксис, данные разделы изучают не сами единицы языка и особенности их строения, а их функциональный аспект: употребление в речи для образования новых слов и соблюдения критериев нормативности письма.
Словообразование – это отрасль языкознания, изучающая процессы словопроизводства.
Центральной единицей данного раздела является морфема в её деривационной функции, то есть как основное средство производства новых лексем.
Словообразование является важнейшим путем пополнения словарного состава языка, поэтому связано как с лексикой, так и с грамматикой, поскольку новые слова должны строиться в соответствии с морфологическими законами русского языка.
Словообразование необходимо отличать от словоизменения. Критерии различия состоят в следующем:
- При словоизменении не происходит формирование новых лексем с уникальными лексическими значениями, а при словообразовании отмечается и возникновение нового значения, и изменение морфемного состава производящей основы. Например, при изменении слова «весна» образуются его падежные формы (весной, о весне), а при деривации – слова с новым значением и строением (весенний, по-весеннему, веснушки, веснянка).
- Единицей словообразовательного процесса выступает морфема как средство производства новых слов, а словоизменения – флексия, то есть окончание или формообразующий суффикс (например, -л- в глаголах прош. времени).
- Словоизменение не пополняет словарный состав, а расширяет перечень форм слов, при словоизменении же обогащается лексический состав и происходит формирование групп однокоренных слов, восходящих к общей производящей основе (сад, садик, садочек, садовый, садить, посадить, посадка, рассадить, рассада, рассадник, садовод, садоводческий).
Орфография регулирует нормативный аспект письменной речи, помогая осуществлять правильный выбор написания.
Единицей изучения орфографии является орфограмма – место возможной ошибки в слове.
Орфограммы обусловлены как позицией в слове, так и принадлежностью слов к определённому грамматическому классу:
- Первые являются орфограммами в морфемах – приставках, корнях, суффиксах и окончаниях разных слов.
- Вторые относятся к нормам написания слов разных частей речи.
Связь орфографии и словообразования проявляется в том, что русская орфография опирается на фонематический принцип письма, который предполагает:
- Фиксированный орфографический облик морфем – значимых частей слов. Например, суффиксы –чив-, -лив-, -оват-/-еват- пишутся одинаково независимо от произношения или ударения: противоречивый, доверчивый, драчливый, причудливый, беловатый, рыжеватый.
- Единообразие в процессе отображения морфем на письме. Например, корни – свет- , -мер- (мерить) пишутся одинаково во всех однокоренных словах в связи с тем, что независимо от фонетической позиции это одна и та же морфема с закреплённым за ней лексическим значение. Например, светильник, светлеть, светлица, примерять (одежду), измерение, помериться силами.
Применение навыков словообразовательного анализа в практике правописания
Нередко для решения вопроса о правописании того или иного слова необходимо обращаться к словообразовательному анализу. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Написание суффикса в слове «винорад…нка» может быть объяснено с опорой на словообразовательный разбор. Постоим словообразовательную цепочку: виноградинка – виноградина – виноград. Суффикс –ин- в слове «виноградина» имеет словообразовательное значение «единичный предмет из совокупности ему подобных» и пишется с буквой И (ср. горошина, соломина). Следовательно, в слове «виноградинка» пишется буква И.
Другой пример связан с написанием сложных слов. Существительное «паровоз» пишется слитно, так как образовано сложением основ с помощью соединительной гласной (интерфикса). А прилагательное «мясо-молочная» (продукция) – через дефис, так как данное слово является сложным прилагательным, образованным от сочетания грамматически равноправных слов (мясная и молочная продукция).
Еще один пример связан с различением омонимичных корней, имеющих разное происхождение. В словах «косить», «косичка», «косой», «прикоснусь» выделяется корень –кос-, однако во всех случаях это разный корень, имеющий собственные словообразовательные цепи и своё собственное лексическое значение.
Учёт словообразовательного принципа важен для правильного написания служебных слов. Производные предлоги отличаются от совпадающих с ними по звучанию предложно-падежных сочетаний: вследствие засухи урожай уничтожен – в следствии открылись новые обстоятельства; переговорил с партнёром насчёт аванса – перечислил деньги на счёт, открытый в банке.
Взаимосвязь орфографии и словообразования очевидна, и опора на знания в области производства слов помогает избежать ошибок на письме.