Русская реклама в практике преподавания РКИ
Преподаватель РКИ сталкивается на занятиях с явлением стихийного усвоения языковых единиц, речевых паттернов, которые ученики воспринимают из узуса: повседневного бытового общения, просмотра фильмов и сериалов, а также рекламы.
Рекламные слоганы являются частью массовой культуры, проникают в речевую практику и функционируют в речи как устойчивые лексические единицы, поэтому рекламные тексты являются той средой, которая формирует повседневный язык социума. В этой ситуации педагогу, преподающему русский язык как иностранный, необходимо обратиться к рекламным текстам как учебно-дидактическому материалу и использовать их на занятиях для формирования необходимых языковых и речевых компетенций.
Рекламный текст представляет собой средство продвижения товаров либо услуг, направленное на привлечение внимания к ним потенциального потребителя.
С точки зрения формы и содержания рекламные тексты отличаются простотой и лаконичностью, четкой структурой, позволяющей быстро запоминать их и, а также узнаваемостью. Как правило, в основе рекламных слоганов лежит образ, яркая ассоциация, неожиданное сравнение, элемент языковой игры, которые и придают ему уникальность и делают воспроизводимым.
С точки зрения методики преподавания русского языка как второго языка реклама выступает как условно дидактический материал, который относится к явлениям языковой практики, используемым в учебных целях. Поэтому педагогу, использующему на уроках рекламные тексты, необходимо адаптировать их под нужды учебного процесса.
Применение рекламных текстов для обучения чтению и говорению
Возможности рекламных текстов как дидактических материалов достаточно широки, поскольку они могут применяться при обучении всем видам речевой деятельности. Рассмотрим использование рекламных текстов в различных учебных целях.
Преподаватель РКИ сталкивается с необходимостью формировать у учеников навыки чтения, причем не только навыки смыслового медленного чтения специальной учебной информации или художественной литературы, но и навыки функционального чтения текстов в бытовых целях (например, для ознакомления с объявлениями, правилами и распорядком работы учреждений, прейскурантом услуг и проч.). Для решения этой задачи можно использовать рекламные тексты в виде буклетов, флаеров, иных видов печатной рекламной продукции. Работу с чтением текстов целесообразно сочетать с разговорной практикой, комбинируя разные типы упражнений.
Работа с рекламным текстом организуется следующим образом.
Преподаватель раздает материалы ученикам для самостоятельного или группового чтения, после чего ученики выполняют следующие задания к текстам:
- Определите тему текста, кратко перескажите его содержание.
- Назовите информацию, которую можно извлечь из данного рекламного текста.
- Задайте по содержанию текста вопросы друг другу.
- Разыграйте учебный диалог между менеджером магазина, рекламирующего услугу, и покупателем, интересующимся продукцией или услугами.
- Определите, соответствуют ли утверждения, которые вы видите на доске (на экране), содержанию текста. Отредактируйте неверные утверждения с опорой на текст и озвучьте правильные варианты ответов.
Функции рекламных текстов как материала для письма и аудирования
Продуктивным видом деятельности, который можно организовать с помощью рекламных текстов, является также письмо. Задания, направленные на развитие навыков письменного общения, разнообразны:
- На основе рекламного текста написать небольшое сочинение (рассказ) о посещении магазина, салона, приобретении товара и проч.
- Используя рекламный текст как образец, составить собственный рекламный текст.
- Сжать текст до одного предложения.
- Распространить рекламный текст однородными членами, вводными словами.
- На основе текста составить инструкцию для покупателя.
Креолизованные рекламные тексты (например, видеоролики) можно использовать для аудирования. При этом к ним составляются вопросы и задания на понимание услышанного, а также специальные задания, нацеленные на развитие языковых компетенций:
- Определи грамматические характеристики слов в предложениях.
- Найди в тексте вопросительные (побудительные) предложения.
- Выпиши из текста существительные определенной тематической группы.
- Восстанови деформированный текст с опорой на аудиоматериалы.
Интересный и творческий вид работы – демонстрация видеоролика без звука с заданием придумать и записать сопроводительный текст озвучивания. Это упражнение развивает навыки применения языка в конкретной коммуникативной ситуации, учит применять на практике освоенные грамматические конструкции, активизирует словарный запас и способствует творческому самовыражению учеников.
Таким образом, использование рекламных текстов в преподавании РКИ как дидактического средства позволяет разнообразить рутинный процесс языкового образования, знакомит учеников с реальной коммуникативной практикой и стимулирует развитие всех видов речевой деятельности.