Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль языкознания в формировании концепции преподавания иностранных языков

Роль языкознания в формировании концепции преподавания иностранных языков

Языкознание изучает закономерности, которые формируются в языковых системах и отражаются в речевой деятельности. Деятельность, связанная с обучением иностранным языкам как коммуникативным инструментам, участвующим в языковой практике, опирается на знания, которые получены в результате исследования языковых систем, категорий, закономерностей развития, присущих родному и неродному языкам. В связи с тем, что сущностные отличия языковых систем родного и неродного языка влияют на успешность его усвоения в процессе обучения, необходимо обращение к данным языкознания для осознания и преодоления трудностей в обучении. Лингвистика предоставляет научный инструментарий, позволяющий выявить и типологизировать языковые систем, а также способствовать объединению тех явлений языков, которые не являются тождественными, но действуют на основе общих принципах и закономерностях.

Методологическая ценность языкознания состоит в том, что в процессе изучения языков явления, обладающие общими принципами строения и функционирования, группируются в парадигмы разного уровня: от фонетических до лексико-грамматических. В ходе обучения иностранному языку преподаватель опирается на данные парадигмы для объяснения тех или иных языковых фактов. К примеру, изучая глаголы движения и их специфику в русском и английском языках, преподаватель акцентирует внимание студентов на общности концептуального уровня организации лексической системы глагольных единиц, в то же время отмечает существенную разницу в грамматической реализации глагольной парадигмы. Так, в английском языке ведущее значение имеют сочетания глаголов с предлогами, неотделимыми от ядерного слова, а в русском языке ведущая роль принадлежит процессам, происходящим внутри глагольной основы (префиксация, чередование основ).

Учет данных особенностей в преподавании помогает увидеть специфику грамматической системы языков, но при этом отмечать их глубинное сходство на концептуальном, философском уровне осмысления действительности. Преимущества языкознания как методологической концепции преподавания иностранных языков состоит и в том, что оно предлагает целостный, следовательно, системный и комплексный взгляд на изучаемые явления, направленный на выявление их наиболее существенных черт и признаков на всех уровнях языковой системы.

«Роль языкознания в формировании концепции преподавания иностранных языков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методологическая роль языкознания в лингводидактике определяется также тем, что данные лингвистики помогают обучающимся установить закономерности функционирования отдельных явлений в индоевропейских языках, что значительно облегчает процесс понимания и усвоения лексико-грамматических категорий. Например, изучая ментальные особенности языковой картины мира через лексический материал, обучающиеся всегда отмечают наличие ассоциативных связей, существующих между отдельными классами лексико-грамматических единиц (например, между глаголами движения и предлогами направления, которые при них употребляются). Сравнивая две лексемы «to come to – to come back», обучающиеся, как правило, отмечают существование оппозиции, основанной на семантической антиномии направления движения. Подобные корреляции есть и в русском языке, но они чаще выражаются семантикой предлога. Например: войти – выйти, приехать – уехать. Это позволяет сделать вывод, что когнитивные схемы, ледащие в основе данных лексико-грамматических корреляций, сходны в английском и русском языке, хоть и могут выражаться разными системными средствами.

Новые лингвистические принципы преподавания иностранных языков

В соответствии с тем, что роль языкознания в преподавании иностранных языков настолько велика в методическом плане, необходимо интегрированное обучение, в рамках которого объединяются усилия двух преподавателей – родного и иностранного языка. Эта интеграция проявляется в нескольких аспектах:

  1. Общность используемой терминологии, ее единство и непротиворечивость.
  2. Параллельное изучение грамматических тем, способствующее уяснению сущностных особенностей, лежащих в основе каждой грамматической категории, и их отражения в родном и иностранном языке.
  3. Изучение языка, опирающееся на парадигматический принцип, который предполагает рассмотрение каждого языкового явления не изолированно, а в системе взаимосвязанных с ним явлений одного системного уровня.
  4. Выявление оппозиций, то есть противопоставлений, определяющих особенности функционирования единиц каждой языковой системы, и их сопоставления с целью выявления глубинных, сущностных черт сходства и различия.

Таким образом, языкознанию в формировании концепции преподавания иностранных языков принадлежит ведущая роль, поскольку оно определяет методологическую базу дидактического описания языковых явлений, а также задает вектор сопоставления родного и неродного языков в процессе обучения.

Дата последнего обновления статьи: 03.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot